Церковь и государство
10 декабря 2018 г.
Энтео как вызов православию
16 АВГУСТА 2015, ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

ТАСС

Классики советовали не умножать сущности сверх необходимого, поэтому история с погромом в Манеже не кажется мне чересчур сложной. Выводы легко раскладываются на несколько простых задач, решаемых в двоичной системе.

Задача первая: о государстве.

Гражданин Ц. выступил организатором массовых хулиганских действий, нанесших материальный и моральный ущерб как отдельным людям, так и обществу в целом. Совершил не в состоянии аффекта, а вполне сознательно, в центре Москвы, с большим общественным резонансом. В содеянном не раскаивается, призывает к продолжению противоправных действий.

Если государство немедленно не изолирует такого человека, это означает одно из двух: или само это государство преступно и разделяет противоправные убеждения гражданина Ц., или никакого государства уже нет, а на его месте, с государственными бейджиками на мундирах и мантиях, функционируют представители мафиозной группировки (или нескольких группировок), которым просто нет дела ни до чего за пределами своих клановых интересов.

Прошу поставить галочку в нужной клеточке. Поставили? — тогда переходим ко второй задачке: о православии.

Тут все совсем просто.

ТАСС Дано: некто Энтео действует от имени православия. Спрашивается: он самозванец — или не самозванец?
Если Энтео самозванец (агрессивный идиот, расчетливый провокатор или просто нездоровый человек, обуянный бесами, — в данном случае, не так важно), официальные лица РПЦ должны были бы в самое короткое время заявить об этом, недвусмысленно отделив себя как институт и православие как веру от чудовищной дискредитации.
Если РПЦ не делает этого, значит, Энтео не самозванец.
И это, в свою очередь, означает, что сама РПЦ представляет серьезнейшую опасность для общества.
Поставьте галочку в одной из двух клеточек перед тем, как уйти в подполье.
Кстати, в подполье в последнем варианте ответа придется уйти очень многим моим православным друзьям. ИГИЛ, знаете ли, очень строг, прежде всего, с мусульманами...
Да, Энтео — это вызов светскому государству. Но, прежде всего, это вызов именно православию и православным; огромному количеству приличных, социально ответственных, образованных людей, принадлежащих к этой вере!
Извините, сограждане, но ваша конфессиональная жизнь с некоторых пор перестала быть вашим внутренним делом. Вы уж как-нибудь разберитесь там внутри себя со своими энтео и гундяевыми, ладно? Договоритесь — и сообщите нам результаты, уточнив для тех, кто снаружи, нынешнее наполнение слова «православие».

Ибо вера о. Александра Меня и вера Энтео не могут называться одним и тем же словом. Это две совсем разные идеологии, и крест на груди, вне контекста, не означает вообще ничего. Свастика была когда-то индийским символом плодородия, но кого это волнует с 1933 года?

Уточните, пожалуйста, для нас, светских и инаковерующих, текущее содержание понятия «русское православие» и конфессиональные планы на будущее. Наше право настоятельно попросить вас об этом.

Да это и в ваших интересах, повторяю.

Если отцы вашей церкви сошли с ума или, находясь в своем уме, решили развязать в России гражданскую войну между православием и светской частью общества, вам, я думаю, самое время попробовать что-то поправить в своей «консерватории».

А если это у нас теперь такое игилоподобное православие и талибоориентированная РПЦ — то вы должны, по крайней мере, отдавать себе отчет, что несете полную моральную ответственность за последствия.

Если все и дальше пойдет, куда идет сейчас, последствия будут очень скорыми и драматическими. Маятник стремительно вылетает за края...


ТАСС
ТАСС
ТАСС
ТАСС
ТАСС



Фото: Россия. Москва. 14 августа 2015. Выставка "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже временно приостановлена из-за православных активистов, разгромивших экспонаты. Активисты из общественного движения "Божья воля" во главе с Дмитрием Энтео ломали экспонаты выставки, которые, по их мнению, оскорбляют чувства верующих. Антон Новодережкин/ТАСС  и  Вячеслав Прокофьев/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.