Протоиерей Чаплин отставлен от руководства обществом

ТАСС

Только о. Всеволод вознамерился сделать из России центр притяжения для всех жаждущих переустройства мира, как Священный синод Русской православной церкви снял его с должности руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Официальные основания — в связи с оптимизацией, два отдела, «по обществу» и «по СМИ», сливаются, поэтому один председатель становится лишним.

Благородно, если учесть, что отставки Чаплина давно требовали не только какие-то никому не известные миряне, но совсем недавно вопрос пытались поднять официально — на общем собрании Минской епархии. Митрополита Минского и Заславского Павла попросили ходатайствовать перед Священным синодом о снятии Чаплина с должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, поскольку «его агрессивные публичные высказывания с призывами к войне, несовместимые с христианским вероучением, воспринимаются как официальная позиция Церкви», дискредитируя «всю церковную Полноту».

Действительно, о. Всеволод буквально ни в чем себе не отказывал: то призывал на наши головы страдания, потому что мы закисли в «беспроблемной, комфортной жизни», договорился до того, что война бы нам не помешала. То предлагал уничтожать террористов, а также организаторов и спонсоров терактов «без всякого суда». То призывал к «священной войне» против клиник, где делают аборты. А совсем недавно посоветовал в семейных отношениях опираться в первую очередь на Домострой. Известное дело, если бабу не бить, какой от нее толк…

Митрополит Павел минскому собранию отказал: и СМИ, дескать, передергивают, вырывая слова из контекста, и у каждого есть право писать патриарху о чем угодно, так что нет нужды обращаться в Синод от имени собрания. Но, очевидно, это стало последней каплей. Наверное, патриарх устал выслушивать от окружения жалобы на Чаплина — ведь, как ни крути, официальный голос церкви в обществе, он действительно то и дело дискредитировал «всю церковную Полноту». И если в Минске публично стали обсуждать этот вопрос, значит, могут и в любом другом месте — стоит ли этого дожидаться? Уж в слишком одиозную фигуру превратился отец Всеволод.

К тому же в последнее время он все чаще нападает на Конституцию: ее принимали без активного участия православных людей, а значит, она нелегитимна. В выпуске видеоблога «Царьград ТВ» Чаплин заявил: «Этот консенсус принимался без нас, значит, его нет, значит, его отменяем». И продолжил: «Все решения, принятые без участия социально активных верующих людей, придется отменить, придется пересмотреть, в том числе и решения, которые касаются основ общественного строя». Ну просто оппозиционер какой-то, того и гляди, выйдет на Болотную.

Власть и сама в последнее время приступила к перекройке Конституции, но то она, власть, а то какой-то Чаплин. Не исключено, что патриарху и с этой стороны намекнули.

И вот пожалуйста! Не успели Чаплина снять с должности, как он тут же превратился в диссидента. Оказывается, у него давние разногласия с патриархом, о. Всеволод считает, что «тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти». Эвона! Не он ли пару лет назад, сразу после трагедии в Крымске, говорил, что в России необходимо «обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой государев человек, чиновник, всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению выше просителей»? Не он ли предлагал наделить правителя правом «действовать так, как не прописано ни в одном законе»? А тут вдруг — «выступать критически»! И решения, мол, в церкви принимаются не коллегиально — неправильно это.

В общем, кажется, запутался отец Всеволод. Долгие годы он был человеком, лично преданным патриарху Кириллу, этаким верным Санчо Пансой. Но некоторые комментаторы настойчиво твердят о борьбе церковных кланов, о близящемся расколе внутри главенствующей конфессии. Не видит ли себя Чаплин лидером одного из этих кланов — первым делом Россия, а там и до переустройства мира недалеко? Не исключено, что мы только в начале закручивающейся интриги.




Фото Зураб Джавахадзе / ТАСС












  • Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.

  • АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.

  • Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги недели. Приговор по делу покемонов в храме вынесла атеистка
12 МАЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Существуют истины, которые, несмотря на всю их очевидность и тривиальность, приходится проговаривать из раза в раз. Политический заключенный – это не тот человек, который пострадал из-за собственных политических взглядов. Политический заключенный может вообще не иметь никаких взглядов. Политический заключенный – это тот, кто репрессирован по политическим мотивам. И в этом контексте суд в Екатеринбурге, за которым всю минувшую неделю мы столь пристально следили, классический политический процесс, к счастью закончившийся условным наказанием. В минувший четверг один из районных судов Екатеринбурга вынес обвинительный приговор популярному местному видеоблогеру Руслану Соколовскому.
«Я всего лишь матерился»: дело Соколовского
11 МАЯ 2017 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Чем ни закончится процесс по делу Руслана Соколовского (приговор вынесут 11 мая в одном из райсудов Екатеринбурга), результатом станет очередное скатывание российского общества в бездну помрачения. 28 апреля прокурор потребовал дать подсудимому 3,5 года лагеря общего режима. Статьи УК (148 и 282), по которым судят 23-летнего блогера, отличаются резиновыми формулировками. Между тем поражает убожество полемики, разгоревшейся вокруг случая Соколовского. «Уголовное дело как расплата за слова в видеороликах — варварство», — возмущается свидетель защиты, политзаключенная советской эпохи Елена Санникова.
Прямая речь
11 МАЯ 2017
Зоя Светова: Само дело Соколовского... было выращено искусственно... Александр Верховский: Совершенно лишнее дело, которое только увеличивает поляризацию в обществе без всякого политического смысла.
В СМИ
11 МАЯ 2017
АиФ: Екатеринбургский суд 11 мая огласит приговор «ловцу покемонов», блогеру Руслану Соколовскому... Гособвинение запросило для блогера 3,5 года лишения свободы... в колонии общего режима.
В блогах
11 МАЯ 2017
Dima Moskvin: 11 мая в Екатеринбурге станет датой символической. Завтра град и мир узнает приговор Соколовскому - он уже обречен остаться в учебниках об истории позднепутинской России как "ловец покемонов".
За что гонят Свидетелей Иеговы
24 АПРЕЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 апреля Верховный суд запретил в России деятельность религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской. Постановил ликвидировать Управленческий центр и 395 местных организаций. Отныне, если решение не будет оспорено и отменено, Свидетели Иеговы не имеют права рассказывать о своей вере другим людям, издавать и распространять религиозную литературу, даже собираться для молитвы не имеют права — только тихо молиться каждый в своем уголочке, если уж им так хочется. Имущество у организации отберут и передадут государству.
В дом пришли убийцы
30 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Павла Проценко «К незакатному Свету. Анатолий Жураковский: пастырь, поэт, мученик, 1887-1937», в которой приняли участие автор монографии и литературовед Мариэтта Чудакова. Анатолий Жураковский — знаковая фигура религиозной жизни Киева двадцатых годов прошлого века. Он принадлежал к поколению, призванному преобразовать «энергии высших сфер духа» и тем самым ответить на революционные вызовы времени. Вместе со своими единомышленниками он помогал бедным и заключенным, занимался просвещением народа и работой с молодежью.
Религиозная политика меняется в более жесткую сторону. Центр «СОВА» представил доклад о проблемах реализации свободы совести в 2016 году
29 МАРТА 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
28 марта в Славянском правовом центре состоялась презентация ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА» «Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году», основанного на данных ежедневного мониторинга российских новостей. В презентации приняли участие автор доклада, социолог религии и эксперт Центра «Сова» Ольга Сибирева, директор Центра и член Совета при президенте по развитию гражданского общества Александр Верховский, адвокат Константин Андреев, а также юристы, правозащитники, журналисты и религиоведы, в том числе студенты Учебно-научного центра изучения религий РГГУ.
Открытое письмо жителей блокадного Ленинграда
28 МАРТА 2017 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мы, жители блокадного Ленинграда, хотим высказать наше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Считаем такое решение скоропалительным и неоправданным, поскольку все последние годы под куполом собора благополучно сосуществовали музей и церковь. Проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ. Кроме того, не стоит забывать, что в тяжелейшие блокадные дни именно в подвалах Исаакия были размещены эвакуированные из пригородных музеев бесценные экспонаты Петродворца, Пушкина, Павловска, Гатчины. Здесь же нашли приют и сотрудники этих музеев. Это наша общая история, которую мы как блокадники считаем недопустимым забывать при принятии судьбоносных решений.
500 лет Реформации
27 МАРТА 2017 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Лютеране, а вместе с ними и другие протестантские деноминации, празднуют 500-летие Реформации. 22 марта в «Президент-отеле» столицы состоялась встреча, давшая старт юбилейному марафону. В течение года во многих российских регионах пройдут конференции, презентации книг, экуменические богослужения, связанные с круглой датой. Надо заметить, что лютеранство в России является традиционной конфессией. Первая кирха в Москве появилась в 1576 году, спустя несколько десятилетий после религиозной революции. До октябрьского переворота лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой церкви являлся сам император.