Медиафрения
17 августа 2017 г.
Медиафрения – 187. Особенности русской телевизионной эстетики
3 ЯНВАРЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Минувший год стал временем кризиса ценностей. Особенные неприятности случились с такими ценностями как Истина и Добро. «Сама компьютерная эпоха привела нас туда, где никто толком не знает, что происходит», - с подкупающим простодушием заявил Дональд Трамп, ставший 45-м президентом Америки главным образом именно благодаря потере ценностных ориентиров значительной части американских избирателей.

Если взять нашу основную скрепу – российское телевидение – то попытки найти там крупицы истины или добра выглядят глумлением над соотечественниками. И тут в поисках хоть какой-то опоры вспоминается последняя высшая ценность из этой триады – Красота. Тем более, что брошенные мимоходом полтора столетия назад слова Достоевского, что именно она спасет мир, не дают покоя уже нескольким поколениям российских интеллигентов.

И вот, отчаявшись обнаружить в телевизоре малейшие признаки истины и добра, я стал смотреть новогодний эфир в поисках прекрасного и сразу попал на итоговую «Международную пилораму на НТВ, а оттуда на «Голубой огонек» на России-1.



ЭСТЕТИКА МЕТЕОРИЗМОВ

Главная трудность эстетического анализа российского телевидения заключается в абсолютной неприспособленности для этой цели понятийного аппарата эстетики как разделе философии и как науки о прекрасном в жизни и в искусстве. Поэтому инструментарий для анализа пришлось изготавливать на ходу.

Возьмем, к примеру, «Международную пилораму с Тиграном Кеосаяном», что вышла на канале НТВ 30.12.2016. С точки зрения эстетических категорий все то, что в этой передаче делается, должно проходить по разделу иронии. И для этого есть специальный инструментарий – закадровый смех. Он четко указывает, когда именно прозвучала шутка. Если точнее, то когда данная шутка закончилась. Поскольку иначе шутки от Кеосаяна зафиксировать невозможно. Впрочем, и в зафиксированном виде, их довольно сложно воспринимать.

Вот, смотрите. «Со здравоохранением в Америке просто жопа!», - с акцентом на последнем слове говорит Кеосаян и тут же начинает визгливо смеяться, почти заглушая закадровый смех. У некоторых детей дошкольного возраста публичное произнесение матерных слов порой вызывает смеховую реакцию, но Кеосаян выглядит несколько старше… Или, вот, еще, тоже, естественно, про Америку. «Билл бил-бил, не добил. Хиллари била-била, не добила. Теперь пусть Трамп пробует». – Вы напрасно ждете продолжения. Его не будет. Шутка пошучена, звучит закадровый смех. Присоединяйтесь!

В ту же корзину: «Трамп тоже чмо, но это наше чмо!». – Звучит команда всем смеяться полторы минуты. «В Британии – брексит». – Звучит закадровый смех, а у меня возникает убеждение, что звукорежиссер досрочно приступил к новогоднему банкету, а посему врезает это гоготание куда не попадя.

Заключительный сюжет программы – беседа с Дмитрием Песковым. Кеосаян, как обычно при общении с начальством, на полную мощность включает холуя и, совершенно непристойно восхваляя «уникальный язык Пескова», просит, чтобы он перевел на свой замечательный язык выражение Лаврова «дебилы, бл…!». Судя по мгновенной реакции Пескова, реприза с ним долго обсуждалась и согласовывалась. «Козлы, нах..!», - отвечает Песков, и все счастливо смеются. Закадровый смех тоже смеется, радуясь тому, что на этот раз точно попал в шутку.

Чтобы не терять темпа, перейдем сразу к «Голубому огоньку» на России-1. Можно было бы с таким же успехом смотреть новогоднее шоу на любом федеральном канале, причем, за любой год – стилистика, состав, шутки – все совпадает с точностью 99%.

За столиками пьют, все время чокаются и ликующе хохочут Шифрин и Королева, Валуев и Бабкина, Лолита Милявская и Гоша Куценко, и еще всякое из этого же ряда. Ведущие Киркоров и Басков весьма натурально изображают идиотов. На сцене трио: Юрий Стоянов в роли Ангелы Меркель, Игорь Верник в роли Терезы Мэй и Игорь Христенко в роли Хиллари Клинтон. В прошлом году Стоянов уже изображал Меркель. Поскольку на выборах в этом году ее шансы на переизбрание весьма велики, то на Огоньке – 2018 ему снова предстоит надевать женское. Впрочем, в случае, если она потерпит поражение (маловероятно, но всякое ведь бывает!), тем более надо будет не упустить случая вдоволь поржать над проигравшей.

В этот раз главным объектом для шуток была Клинтон. Это ведь так смешно и так весело: участвовала в выборах, и, представьте себе – проиграла! Обхочешься! И все эти шифрины, милявские, куценки и бабкины с боярскими дружно обхохатывались и надрывали животики над такой невиданной глупостью. Надо же такое придумать, ха-ха-ха! – в выборах, гы-гы-гы! – а сама-то, - ой, не могу! – проду-у-у-ла!!! Бу-га-га.

На сцене ряженый под Трампа. Это 45-й президент США приехал в Россию познакомиться с Путиным. Путина на сцене нет, видимо, его культ по уровню сакрализации приближается к исламу, где пророка нельзя изображать, а тем более на сцене. Звучит только его гнусавый голос, который на заискивающий вопрос «Трампа», может ли он надеяться на встречу с президентом России, вкрадчиво отвечает: «есть минутка». Куценки и бабкины с боярскими счастливы. Этот-то приехал, губы раскатал, а наш-то ему, вы слышали – «есть, мол, минутка»!

Я достал свои пожелтевшие конспекты по курсу эстетики, пытаясь понять, что это было, вот это все. Есть эстетика безобразного, картины Босха, например, или тот же Гоголь. Изображение уродства и дисгармонии для демонстрации царства зла и тьмы, чтобы ярче сияли свет и добро. Есть бахтинский анализ эстетики раблезианского карнавала, как протеста телесного низа против занудной аскезы духа. Есть скрупулезный анализ эстетики безобразного от Карла Розенкранца, педантичного до оскомины, как все гегельянцы. Все – мимо! Российский телевизор не вмещается ни в одну из этих ячеек!

То, что делают на российском ТВ больше всего похоже на репризы нижней частью тела, которые отпускали в старом цирке клоуны, когда один громко пускал газы, а в этот момент другой клоун подносил к его панталонам факел, поджигая продукт метеоризма.

Принципиальная разница между клоунами старого цирка и клоунами новейшего российского телевизора в том, что те не корчили из себя учителей жизни и носителей высших ценностей, а эти – корчат. До дорогих россиян надо бы донести одну очень важную истину. То, что вам преподносят как исконно русскую духовность, на самом деле не что иное, как банальный метеоризм.

«МЕДУЗА» ПРОТИВ ГИППИЯ БОЛЬШЕГО И ГЕРАКЛИТА

Не обнаружив красоты в российском телевизоре, я перешел в рунет и сразу же нашел искомое. В качестве альтернативы новогодним программам федеральных каналов, «Медуза» предложила посмотреть довольно большую подборку видео с участием животных.

Попробуем оценить увиденное с точки зрения эстетики. Для этого используем платоновские размышления о сущности прекрасного в диалоге «Гиппий больший». Участники диалога – Сократ и соответственно Гиппий больший. С Сократом все ясно, а вот этот Гиппий больший, он заезжий софист, то есть, если на современный лад, нечто вроде политтехнолога, типа Павловского-Белковского-Куликова.

Гиппий, естественно, считает, что прекрасное это то, что высоко ценится, например, золото. Кроме того, прекрасно быть богатым и пользоваться почетом. Сократ, как ему и положено смотрит вглубь и вдаль. «Красота есть причина блага», - объясняет он, тем самым в чем-то предвосхищая Достоевского.

И дальше спорщики, усилиями, естественно, Сократа, выстраивают иерархию прекрасного, утверждая, что «прекрасный горшок безобразнее прекрасной девушки», которая в свою очередь сущая уродина в сравнении с прекрасными богами. В подтверждение справедливости этой иерархии Платон приводит суждение Гераклита: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнивать ее с человеческим родом».

Прошло два с половиной тысячелетия. Человечество вряд ли стало лучше разбираться в том, что есть истина и добро. А вот в понимании красоты продвижение заметно. Во всяком случае, то, что предложила «Медуза», вопреки Гераклиту, неизмеримо прекраснее того, что предложили федеральные телеканалы.

Прекрасна была коала, играющая с бабочкой, которая все время садилась ей на нос. Невыразимо прекрасна была ехидна, за каким-то лешим уплывающая в бескрайнюю даль океана. История знакомства ленивца и кенгуру на детской площадке не вызовет улыбку счастья только у слепоглухонемого. Впрочем, сейчас есть способы тактильной коммуникации, с помощью которых и слепоглухонемой сможет разделить эту радость общения столь разных существ.

Рыжая капибара с утятами, веселые вомбаты на лужайке, енот, жамкающий кота, детеныш ленивца, зовущий маму, попугай, сосредоточенно играющий в детский конструктор, панда – мадонна с двумя детенышами… все это и есть прекрасное, оно же доброе и истинное в одном флаконе.

Не обошлось без недостатков (я - медиакритик, или где?). Сюжет со стаей корки в бассейне мало того, что возмутительно затянут, еще и вызывает лишние ассоциации и всякие намеки, мешающие наслаждаться прекрасным. Также затянут сюжет с морскими свинками, завтракающими брокколи. По мере затягивания завтрака и появления все новых едоков, невольно возникают ассоциации, а когда самая толстая свинка залезает всеми четырьмя ногами в кормушку и начинает давить еду, весь эпизод приобретает характер политического памфлета.

Я уже не знаю, кто там в этой «Медузе» сейчас самый главный начальник, Тимченко или все-таки Колпаков, в любом случае с акцентами надо поаккуратнее и тщательнее. А в целом, перефразируя давний текст Аркадия Бабченко, можно лишь подтвердить его главный тезис. Если россиянам вместо соловьевых и кеосаянов с киселевыми и пушковыми - дцать лет подряд 24 часа в сутки показывать коал, играющих с бабочками и кошачьих лемуров, требующих, чтобы им чесали спинку, то у России впереди забрезжит перспектива стать нормальной страной. Правда, для этого нужны некоторые предварительные мероприятия и немалые усилия, но это тема уже другой колонки.
















  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Русская Клио, лживая и обидчивая
15 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Юлия Латынина опубликовала в «Новой газете» от 14.08.17 материал на трех полосах под названием «Он всех строит». С подзаголовком «Собянин опять все перекопал? И правильно сделал». Если бы это было другое издание, на этот текст можно было бы не обращать внимания. И даже если бы это была просто очередная публикация Юлии Латыниной. Мало ли у нее бывало текстов разной степени странности и сомнительности? Но тут в конце статьи опубликована реплика за подписью главного редактора «Новой газеты Дмитрия Муратова: «Я разделяю точку зрения обозревателя». И вот это уже интересно. Обычно в «Новой» пишут прямо противоположное: мол, редакция может не разделять мнение обозревателя.
Медиафрения. Старик и рыба
8 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Социологи часто спрашивают людей о том, кого они считают лучшим политиком, лучшим писателем, историческим деятелем. Помимо прочего такие вопросы служат неплохим индикатором политических и ценностных ориентаций. Например, выбор Сталина или Ивана Грозного о многом свидетельствует про самого выбравшего, равно как и выбор Сахарова или Гавела. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, выступая 6.08.17 в программе «Без посредников», признался радиослушателям: «Вы знаете, я считаю, что Малахов — это лучший российский телеведущий. Я считаю, что равных ему на российском телевидении — вот профессионально — нет!».
Медиафрения. Ударим по санкциям военно-морским парадом!
1 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сначала о двух расставаниях. Поэт Андрей Орлов (Орлуша) сообщил, что больше не будет приходить на «Эхо Москвы». Он сказал об этом 29.07.17 в эфире программы Ксении Лариной «Культурный шок», где он вместе с режиссером Владимиром Мирзоевым обсуждал проблему совместимости духовности и юмора. Эфир был, кстати, весьма содержательным, а заявление поэта Орлова, сделанное в середине программы, и Мирзоев, и Ларина встретили с пониманием, и в ходе возникшего экспромтом «персонального дела» поэта Орлова «подсудимый» был полностью оправдан. 
Медиафрения. «Психиатра в студию!»
25 ИЮЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Из России убегает «Сименс». Если выделить главную причину бегства германского концерна, то он бежит от путинской лжи. В прошлом году российский президент обещал Зигмару Габриэлю, который тогда служил министром экономики и энергетики ФРГ, что газовых турбин «Сименс» в Крыму не будет. Наврал, как обычно. Турбины немецкого концерна в Крыму обнаружились. Теперь «Сименс» бежит из России. Зато в России остается депутат Ирина Яровая, закон имени которой по минимальной оценке должен обойтись российской экономике в 33 млрд долларов. Но тут выяснилось, что это еще не все. Поскольку Яровой очень любопытно потискать ручками и поглядеть глазками на персональные данные не только граждан России, но и граждан ЕС, то в этой части ее желание вошло в противоречие с законодательством данного Союза. 
Медиафрения. История — продажная девка русофобии
18 ИЮЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Рамзан Кадыров в своем интервью каналуHBORealSportsвышел за пределы главной темы, а именно, боев без правил, и дал глубокий геополитический анализ современности. Про то, что в Чечне не бывает геев, а есть только шайтаны, было ожидаемо и рутинно. Намного более бодряще звучали заявления, что «Америка не такое сильное государство, чтобы Россия считала его своим врагом», и уверение, мол, если что, «мы весь мир раком поставим». Можно, конечно, списать это на пустое бахвальство одуревшего от безнаказанности местного диктатора. Но с учетом того, что данный персонаж занимает по сути второе место в табели о рангах нынешней российской империи, имеет лично преданную ему автономную армию и залит кровью по самую макушку, в мире эротические фантазии главы Чечни сочли разумным принять к сведению.
Медиафрения. Трампозависимость
11 ИЮЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Макс Вебер насчитывал три типа легитимности политической власти: традиция, харизма и демократические правовые процедуры. В путинской России после G20 в Гамбурге добавился четвертый: признание со стороны Дональда Трампа. «Господин назначил меня любимой женой!» — радостно кричала освобожденная женщина Востока Гюльчатай. «Трамп признал Путина ровней и говорил с ним 2 часа 16 минут!» — уже третьи сутки бьются в пароксизме счастья государственные СМИ суверенной России. «Путин с Трампом делили мир, как Сталин с Рузвельтом и Черчиллем в Ялте 1945-го», — захлебываются «политологи». Михаил Горбачев сообщил прессе, что встреча Путина с Трампом напомнила ему его встречу с Рейганом, и выразил надежду, что последствия будут похожими…
Медиафрения. Русское народное двоемыслие в условиях путинизма
4 ИЮЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе самое яркое и значимое медийное событие вновь было в жанре интервью. До этого российский официоз и «примкнувший к нему Кашин» восхищались большой «журналистской удачей» провокатора, который пытался взять интервью у Светланы Алексиевич и после того, как Нобелевский лауреат, прервав беседу, запретила его печатать, опубликовал интервью вопреки воле собеседницы в агентстве «Регнум», да еще и «отредактировал» ее ответы. В отличие от провокации в «Регнуме», которой так восхищались федеральные телеканалы, «Новая газета» силами своего спецкора Павла Каныгина сделала очень важную журналистскую работу, опубликовав интервью со Светланой Агеевой, матерью ефрейтора Агеева, попавшего в плен в Луганской области...
Медиафрения. «Нобелевка докатилась!», или «Киселев в шерсти»
27 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Чтобы оценить масштаб преступления, которое совершил путинский телевизор по отношению к мозгам россиян, надо посмотреть на рейтинг выдающихся личностей, который в очередной раз измерил и опубликовал Левада-центр. Вот первая пятерка тех, кто, по мнению россиян, является самым выдающимся человеком в мировой истории: 1.Сталин – 38%; 2-3. Путин и Пушкин – по 34%; 4. Ленин – 32%; 5. Петр Первый – 29%. Два существенных дополнения. Из первой двадцатки выдающихся людей только двое иностранцев: Эйнштейн и Ньютон, и те в самом конце списка на предпоследнем месте с 7% голосов. То есть в восприятии россиян исторический процесс происходил исключительно в России, за ее пределами было мало персонажей, заслуживающих внимания. Подобным искажением исторического сознания страдают не только россияне, те же американцы склонны отождествлять прогресс в науке и технике с США, но у них для этого все-таки побольше оснований.
Медиафрения. Запад во мгле
20 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Про хорошее. В результате протестной акции 12 июня оппозиции удалось пробить еще одну брешь в броне официоза. Снято табу на упоминание имен оппозиционеров в главных информационно-аналитических программах. До этого лидеры протеста появлялись только в специальных изделиях, изготовленных в мрачных, пропахших кровью подвалах НТВ, в которых эти лидеры изображались либо с гитлеровскими усиками, либо без одежды. И вот теперь в главном путинском официозе, в программе «Вести недели» от 18.06.2017, Дмитрий Киселев, хоть и скривив губы от отвращения, но все же произносит имя Навального, а также цитирует «скандально известного профессора Зубова» и вспоминает сидящего в тюрьме «революционера Удальцова». Навальному удалось навязать свою повестку путинскому официозу. И это хорошая новость.
Медиафрения. Кто в российской журналистике «вон из профессии»?
6 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обещал в начале каждого обзора сообщать о хороших новостях, но в этот раз обещание придется нарушить. Просто потому, что сегодня главная новость в сфере медиа — то, что закрылся журналTheNewTimes. И это очень плохая новость. 10 лет продолжался эксперимент по выживанию качественного журнала в условиях, в принципе не пригодных для существования качественной прессы. Россия стала не местом для качественной прессы не только потому, что здесь цензура, хотя и поэтому тоже. И не только потому, что в России нет нормального рынка рекламы и рекламодатель боится давать рекламу в СМИ, которые критикуют власть. Хотя и поэтому тоже. И не только потому, что фактически исчезли все каналы распространения прессы. Хотя и поэтому тоже.