Что делать?
26 июня 2017 г.
Профанация отчетности об имуществе российских чиновников
24 АПРЕЛЯ 2017, ПЕТР ФИЛИППОВ

 ТАСС

В целях борьбы с коррупцией и незаконными доходами чиновников в США государственный служащий обязан предоставлять в Управление по вопросам этики следующую информацию о своих расходах и доходах, а также расходах и доходах близких родственников (детей, супруга/супруги, родителей), в том числе:

- сведения об источниках происхождения имущества, его составе и стоимости;

 - сведения об имеющихся депозитах, полученных и выданных займах, а также полученных кредитах;

- перечень полученных подарков, стоимость которых превышает $50;

- перечень транспортных, развлекательных и иных сопоставимых услуг, оплаченных не из личных или бюджетных средств (с указанием источника).

Кроме того, в США в отношении сотрудников органов полиции сформирована ведомственная система контроля их расходов, которая включает: декларирование расходов, контроль баланса кредитных карт всех сотрудников и получение в банках сведений о сотрудниках, являющихся должниками по потребительским кредитам.

В Китае все государственные служащие и приравненные к ним лица ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах. В декларации указывается информация о наличии у государственного служащего недвижимости, банковских вкладов, иного имущества. Сотрудник государственного органа КНР заполняет декларацию на себя, а также на ближайших родственников (супругу, детей). При этом в декларации также указывается, занимаются ли государственный служащий или его родственники коммерческой деятельностью, проживают ли за границей.

В соответствии с действующим законодательством Дании в отношении государственных служащих применяется только декларирование доходов. Различия в форме налогообложения государственных служащих и занятых в частном секторе в Дании отсутствуют. Информация о других источниках дохода граждан поступает в налоговую службу Дании при возникновении каждого конкретного источника дохода — сбережений, пенсионных вкладов, акций и облигаций, недвижимости. Приобретение недвижимости фиксируется регистрационной конторой городского (поселкового) совета, и данная информация автоматически передается в налоговую службу. 

В Швеции не только чиновники, но все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации. Списать свои доходы на родственника или иное доверенное лицо невозможно, ему придется их все равно декларировать и указывать источник. Хотя в Швеции декларирование гражданами своих расходов и активов законодательством не предусмотрено, это отнюдь не исключает практически тотального контроля за всеми совершаемыми шведами крупными приобретениями движимого и недвижимого имущества. Отработанная и четко отлаженная система представления деклараций о доходах абсолютно всеми гражданами в сочетании с мощной системой финансового контроля, охватывающей всю банковскую и платежную систему страны, является весьма эффективной в реалиях шведских социальных и политических условий.

На практике применяются упрощенные формы подачи деклараций — через интернет. Срок их подачи в августе, а налоговое извещение о сумме, подлежащей уплате, присылается из налоговых органов в сентябре. Сумма недоплаченного налога взыскивается работодателем бесспорным путем с заработной платы работника за первые месяцы следующего года.

По схожему пути идет Казахстан. Там лицо, занимающее государственную должность, ежегодно предоставляет в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения. Даже несовершеннолетние казахстанцы, на которых записано имущество и банковские накопления в совокупности свыше 5 тыс. долларов, должны сдавать декларации начиная с 2017 года, сообщил вице-министр финансов Руслан Даленов. «Согласно проекту закона, определен круг лиц, представляющих декларацию, а именно: совершеннолетние граждане Казахстана и лица, имеющие вид на жительство, будут сдавать декларацию об активах и обязательствах и декларацию о доходах и имуществе, несовершеннолетние лица будут сдавать декларацию об активах и обязательствах при наличии имущества, подлежащего регистрации, а также при наличии накоплений на банковских счетах — в совокупности свыше 5 тыс. долларов, декларацию о доходах и имуществе при получении доходов, не обложенных при выплате», — сказал Даленов, выступая в рамках круглого стола по вопросам перехода ко всеобщему декларированию доходов и имущества казахстанцев.

Вице-министр отметил, что для Казахстана это еще «в диковинку», но во многих странах даже младенцы сдают декларации. «В Швеции самому молодому налогоплательщику было 6 месяцев. Это не значит, что он пришел, сел в такси и заплатил налоги. Это означает, что за него доверенное лицо заполнило декларацию», — уточнил Руслан Даленов.

По его словам, сдавать декларации будут и иностранные граждане. «Иностранные граждане будут сдавать декларацию об активах и обязательствах при наличии на территории Казахстана имущества, подлежащего регистрации, и декларацию о доходах и имуществе при получении доходов, не обложенных у источника выплаты», — отметил он.

Вице-министр напомнил, что с 2015 года декларации об активах и обязательствах подают госслужащие, работники нацкомпаний, госучреждений и госпредприятий. В 2016 году предполагается распространить эту практику на оставшихся казахстанцев. С 2017 года декларации о доходах и имуществе начнут представлять все физические лица.

В Финляндии предусмотрено декларирование расходов сотрудниками полиции. Кроме того, государственные органы, к компетенции которых относится регистрация крупных сделок, включая приобретение имущества, также обязаны информировать Налоговое ведомство Финляндии о произведенных по соответствующим сделкам расходах. В случае обнаружения несоответствия доходов и расходов гражданина Налоговое ведомство Финляндии направляет письмо налогоплательщику с просьбой дать разъяснения и указать источник дохода.  

В Сингапуре с 1952 года государственные служащие ежегодно представляют отчеты о своих расходах. Если расходы несопоставимы с полученными доходами, это может стать основанием для проверок, которые проводятся Бюро по расследованию случаев коррупции.

Члены парламента Великобритании обязаны декларировать свои доходы. Усиление контроля произошло в 2010 году, после того как в ходе проведенных годом раньше проверок были выявлены факты расходования бюджетных средств членами обеих палат парламента на личные цели (оплачивали авиабилеты за счет бюджета). В этой связи в законодательство Великобритании были включены положения, предусматривающие подачу членами Палаты общин (нижней палаты британского парламента) после их избрания ежегодного подробного отчета о своих доходах и расходах.

В Бразилии предотвращение незаконного обогащения государственных служащих достигается посредством ежегодного представления в кадровое подразделение государственного органа декларации об имуществе и доходах, второй экземпляр которой направляется в налоговый орган.

Таким образом, можно сделать вывод, что незаконное обогащение государственных служащих с тем или иным успехом блокируется не только общественным мнением, культурой, расследованиями СМИ, но и проверкой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сравним ситуацию в перечисленных странах с отчетностью российских чиновников. В России декларациями занимаются сами ведомства, а не налоговая служба и не специальное Бюро по борьбе с коррупцией. То есть будь лояльным к начальству, и тебя не сдадут. На официальных сайтах размещаются следующие сведения о доходах чиновников, об их имуществе и обязательствах:

  • о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
  • о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;
  • о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ;
  • об обязательствах имущественного характера тоже за пределами территории РФ.

Вопрос: а почему только за пределами РФ? Дворцы на Рублевке не в счет? И еще: чтобы скрыть или списать свои коррупционные доходы на членов семьи и родственников прямо запрещается указывать:

  • иные сведения о доходах, помимо перечисленных выше;
  • персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего);
  • данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;
  • данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность РФ (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в пользовании;
  • информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Умеющий сравнивать — сравни!

 

 Фото: Россия. Москва. Во время заполнения налоговой декларации о доходах. ТАСС/ Антон Новодережкин















РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Эффективно работающие рынки не возникают сами собой
26 ИЮНЯ 2017 // БОРИС ГРОЗОВСКИЙ
Каждому россиянину права прокурора!
19 ИЮНЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
В странах с британскими правовыми традициями гражданин вправе самостоятельно, в порядке частного обвинения требовать в уголовном суде наказания преступника за совершенное преступление. Задумайтесь! Обвиняет не государственный прокурор, а гражданин или нанятый им адвокат! Здорово, да? Но ведь у гражданина нет следователей,  лабораторий и спецтехники, доказать факт преступления ему сложно. Поэтому общество воспринимает частное обвинение как вынужденную, крайнюю меру. Отстаивать  закон обязаны прокуроры, это их прямая обязанность, а гражданам просто надо  контролировать их работу с помощью честных выборов. Поэтому граждане пользуются правом частного обвинения нечасто. Так, в канадской провинции Альберта между 1993 и 2004 годами до стадии слушаний в суде дошло лишь 21 частное обвинение в сфере защиты окружающей среды, и только три закончились вынесением приговора. Это и понятно: прокурор, конкурируя с  гражданами, вынужден усердно исполнять свои обязанности, он главный защитник законности.
Поменять роль и место прокуратуры
12 ИЮНЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Изначально прокуратура в России создавалась как «око государево», как служба внутренней безопасности царя. В Австрии, Франции, Германии история создания прокуратуры была схожей. Но революции, разделение властей и торжество демократии в этих странах сделали прокуратуру более цивилизованной, стоящей, скорее, на страже закона, чем интересов исполнительной власти. Иное дело Россия. При коммунистах прокурор был проводником репрессивной политики КПСС. А сегодня, по мере формирования в России мафиозного авторитарного строя, прокуратура превратилась в стоящее над законом опричное сословие.
Как переустроить судебную власть
4 ИЮНЯ 2017 // Михаил КРАСНОВ
В странах, совершивших успешный рывок в своем развитии, уделяли огромное внимание судебной реформе (и реформе следствия, полиции, прокуратуры), она была в центре преобразований, обеспечивающих высокие темпы экономического развития. Так, в Сингапуре уволили весь судейский корпус, а новых судей назначили из числа лучших адвокатов, дали им огромные оклады, запретили брать кредиты и деньги в долг, поставили их контакты и переговоры под пристальный контроль Бюро по борьбе с коррупцией.
Почему россиянам нужен независимый суд?
29 МАЯ 2017 // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
Придет время, и россияне устанут «вставать с колен на карачки», кичиться имперским прошлым и нынешним бесправием, захотят перенять опыт развитых стран. Тех, где не платят регулярно дань чиновникам за возможность заниматься предпринимательством или журналистикой, где силовики не всесильны, не «крышуют» и не «отжимают» прибыльные бизнесы, где не разворовывают собранные с населения налоги, где молодому поколению дают хорошее образование, а пенсионеры живут достойно. Россия вновь созреет пойти по европейскому пути. А что в нем главное?Разделение властей, справедливый и независимый от исполнительной власти и парламента суд, равенство граждан перед законом.
Информационная открытость и подотчетность власти в Канаде
22 МАЯ 2017 // ОЛЬГА АФАНАСЬЕВА
Право граждан запрашивать информацию и обязанность официальных органов отвечать на запросы граждан в развитых странах сегодня закреплены специальными законами, а нередко и в национальных конституциях. Родоначальником института доступа к информации считается Швеция. Первый в мире закон о свободе прессы (1776 г.) является одним из четырех основных законов, составляющих Конституцию Швеции. В редакции 1976 г. закона о свободе прессы гл. 2 «Об общественной природе официальных документов» определяет, что «каждый гражданин Швеции наделен правом на свободный доступ к официальным документам» в соответствии с определенными законом правилами.
Трудный путь к достойной жизни
15 МАЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Попробуйте в кругу близких друзей откровенно обсудить, где лежит дорога к обеспеченной жизни? Если среди вас есть чиновник, он признается, что самый короткий – получить хороший откат или распилить бюджет. Бизнесмен понадеется на сверхприбыль, которую удастся получить, обладай он монопольным положением на рынке региона. То, что взятки и откаты неизбежно приведут к росту цен, их волнует мало. У монополиста все равно товар раскупят. Как не волнует чиновников и то, что их казнокрадство лишит бюджет необходимых средств на строительство дорог, школы, больниц. Главное – они сами станут богаче. А своя рубаха ближе к телу – так всегда говорили на Руси.
Иски в защиту общих интересов
8 МАЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Мотивирование граждан на сообщения в органы надзора о воровстве, обмане, казнокрадстве — далеко не единственный путь участия граждан в борьбе за справедливость. Правовой механизм групповых (массовых) исков1 позволяет отдельным гражданам отстаивать общие интересы самостоятельно. Он прочно утвердился во многих странах, прежде всего в странах с английской правовой традицией, а также в Китае и Бразилии. В чем его суть? Люди нередко сталкиваются с ситуацией, когда их права и интересы нарушены, а обращаться в суд экономически невыгодно.
Политические аспекты реформы местного самоуправления
1 МАЯ 2017 // ВЛАДИМИР ГЕЛЬМАН
В условиях господства КПСС местное самоуправление было лишь нижним звеном государственного механизма. Постсоветские политические преобразования в России ознаменовались серией радикальных реформ местного самоуправления. Конституция России 1993 года провозгласила автономию местного самоуправления, установив (статья 12), что органы местного самоуправления не входят в структуру государственной власти. Были приняты важнейшие законы, направленные на развитие местного самоуправления.
Шведская стратегия борьбы с коррупцией
17 АПРЕЛЯ 2017 // ПЕТР ФИЛИППОВ
До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано больше на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения.