Что делать?
25 мая 2018 г.
Почему россиянам нужен независимый суд?

ТАСС

Придет время, и россияне устанут «вставать с колен на карачки», кичиться имперским прошлым и нынешним бесправием, захотят перенять опыт развитых стран. Тех, где не платят регулярно дань чиновникам за возможность заниматься предпринимательством или журналистикой, где силовики не всесильны, не «крышуют» и не «отжимают» прибыльные бизнесы, где не разворовывают собранные с населения налоги, где молодому поколению дают хорошее образование, а пенсионеры живут достойно. Россия вновь созреет пойти по европейскому пути. А что в нем главное?Разделение властей, справедливый и независимый от исполнительной власти и парламента суд, равенство граждан перед законом.

Если для тех, кто жирует на «откатах» и «распилах» бюджета, важнее «своя» мафиозная исполнительная власть, то для простых граждан прежде всего важны гарантии от произвола власть имущих, нужна справедливость. Гарантировать справедливость, защищать права и свободы граждан обязан суд. Но нашему суду россияне не верят. По опросам социологов, три четверти граждан не надеются найти в судах справедливость и защиту. Для нашего суда характерно «телефонное право», когда связанная системной коррупцией мафия – силовики, следователи и чиновники диктуют судье приговор или решение.

Когда прохожих спрашивают: «Что у нас в России важнее: закон или указание начальства?», подавляющее большинство отвечает: второе! Наш суд, к сожалению, не является и честным экономическим регулятором. Судьи часто оказываются сообщниками в рейдерских захватах предприятий и устранении конкурентов. Вспомните хотя бы «дело Магнитского».

Наш судья — винтик карательной машины. Полицейский поймал преступника, следователь выявил обстоятельства, прокурор поддержал государственное обвинение, а судья покарал обвиняемого. Этакий «карательный конвейер». То же самое произойдет, если на митинге омоновцы схватят протестующего гражданина. Судья считает, что карать того, на кого укажет власть – его обязанность. А ведь судья должен быть независимым арбитром! Не связанным ничьим мнением!

В судебном процессе у судьи, в отличие от прокурора, дознавателя или следователя, не должно быть начальства. И он не вправе защищать интересы государства. Он обязан защищать одно лишь право, Конституцию. Но именно этого и не допускает нынешняя организация российского суда, традиции, состав карманных послушных судей и власть судебной бюрократии.

В начале 1990-х была сделана попытка переделать нашу судебную систему по примеру развитых стран. Был учрежден Конституционный суд, введен пожизненный срок полномочий судьи, что делало его независимым. Однако эти нововведения вступили в противоречие с интересами мафии, которая и составляет политическую элиту нашей страны.

Губернаторы жаждали иметь управляемые суды, крупный бизнес хотел «крышу» в лице министров и губернаторов, хотел решать дела «по понятиям», а не по закону. Президент нуждался в управляемом суде, который выносил бы оппозиции заказные приговоры.По инициативе Путина в начале 2000-х годов былипробиты брешив независимом статусе судей:введен возраст отставки и установлены широченные основания для дисциплинарной ответственности.

Привлечь судью можно, например, за критику верховной судебной власти. Члены судейских комиссий, принимающие решение о дисциплинарной ответственности судьи, прекрасно понимают, что, отказывая председателю суда в его «требовании наказать строптивца», сами могут попасть под «дисциплинарку». Вдобавок у председателей судов были сохранены административные функции по отношению к судьям. Они решали кому какое дело дать. А для того, чтобы судьи не спорили с судейским начальством, просто ввели повторное назначение на должность судьи. Нелоялен власти – пошел вон!

Иметь в России справедливый суд мешает и массовое сознание. У большинства средневековые представления о праве и демократии. Фонд ИНДЕМ провел опрос: «Должен липрезидент иметь право отменять решения суда, если онивредят интересам государства?» Вопрос провокационный, он противоречит Конституции, но большинство ответило положительно. Не понимают россияне разделения властей! Как это американский судья может наложить запрет на исполнение неконституционного указа президента Трампа! Как может итальянский прокурор возбудить дело против премьера Берлускони!

Чтобы судиться с властью, нужны административные суды

Нам нужен справедливый уголовный суд – наказывать преступников и оправдывать невиновных. Нам нужен справедливый гражданский суд – решать споры между гражданами. Но нам очень нужны и административные суды – разрешать споры граждан с органами власти!

Это и защита прав собственности при сносе пятиэтажек, это и отмена норм законов, порождающих коррупцию, это отмена поборов, вроде системы ПЛАТОН, и многое другое. В других странах проблему квалифицированных судей, ориентированных на ограничение экспансии бюрократии, решили созданием специальных административных судов. Например, такие суды эффективно работают в Германии.

А в России? Такие суды не созданы. Споры граждан с властью рассматриваются обычными гражданскими судами. А кто там работает судьями?Треть действующего судейского корпуса составляют выходцы из аппаратов судов, 17% – бывшие прокурорские работники, 16% – вчерашние полицейские. А вот бывшие адвокаты в судейском корпусе нежелательны, на их кандидатуры наложен негласный запрет. Чаще всего судьями в России становятся секретари судов, помощники судей, получившие плохое заочное образование «без отрыва от производства» (заочно получили образование 60% судей!).

К моменту получения диплома им исполняется требуемые по Конституции 25 лет и они имеют необходимый пятилетний стаж работы. Средний возраст начала карьеры нашего судьи – 31 год, 57% надевают мантию судьи до 30 лет. Малоквалифицированные судьи-девушки не хотят самостоятельно принимать решения о противозаконных действиях власти, они находятся с ней в одной мафиозной упряжке. Вот и просят дать заключения «экспертов» из тех самых ведомств, против которых граждане подают в суд. Разумеется, заключения делают в пользу власти. А судьи переписывают их в решения суда.

В США на должность судьи приходят зрелые люди, имеющие большой авторитет в юридических кругах, как правило, бывшие адвокаты. Средний возраст кандидатов в судьи – 40–45 лет.

В США право граждан на оспаривание решений органов власти регулируется федеральным законом. Он обязывает суд, если это обоснованно, объявить незаконными и отменить любые решения ведомства, которые он найдет: произвольными или несоответствующими закону; противоречащими конституционным правам, полномочиям, привилегиям; совершенными с превышением компетенции или ограничений, без соблюдения процедурных норм, требуемых законом.

Но самое главное, в СШАэтот закон работает,люди обращаются в суд и добиваются справедливых решений! Вот что значит реальное разделение властей! Вот что значит справедливый суд! Когда мы добьемся этого в России?

Почему нам нужен суд присяжных

Сфера полномочий суда присяжных за последние годы властями существенно сужена. Из его полномочий исключены многие важные категории дел. Почему? Потому, что суд присяжных у нас – как глоток справедливости. Это та сфера судопроизводства, где на практике действует принцип состязательности суда, где обвиняемый может рассчитывать на объективность и справедливость. Если доказательств вины недостает, то прокурор и судья обычно склоняются на сторону обвинения. Кроме того, судьи могут решать дела по указке начальства. Присяжные же не отвечают за успех уголовного преследования, они, как правило, не признают обвиняемого виновным, если у них есть сомнение в доказанности его вины.

Так как в российском уголовном процессе господствует обвинительный уклон, доля оправдательных приговоров ничтожна. Она меньше одного процента, в то время как в царской России составляла около 30%. Если за точку отсчета принять процент оправдательных приговоров, выносимых в России судами присяжных (это 15%), то сегодня в тюрьмах нашей страны сидят сотни тысяч граждан, вина которых не доказана.

Присяжные хорошо чувствуют пороки законодательства, своими решениями они нередко корректируют неправовой закон. Не случайно, в последние годы власть последовательно сужала сферу суда присяжных. Из его компетенции изъяты уголовные дела о государственной измене, шпионаже, диверсии, массовых беспорядках, попытках захвата власти, все дела, связанные с государственной тайной.

Суд присяжных – очень эффективный инструмент правосудия. Он был бы полезен в делах об экономических преступлениях. Присяжные вполне могут разобраться в том, пытаются ли человека осудить за ошибку в бухгалтерской отчетности, за неопытность или для того, чтобы лишить его бизнеса и собственности. Да и в гражданских делах есть категории, где такой суд очень помог бы.

Фото: Россия. Москва. Статуя Фемиды в городском суде. Фото ИТАР-ТАСС/ Геннадий Хамельянин












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Взгляд на Россию со стороны
24 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Зарубежные политологи называют «русской институциональной, или московитской системой (матрицей)» традиционное российское самовластие императора, генсека или несменяемого президента. Как показали результаты недавних выборов президента, восприятие такого самовластия стало частью российской политической культуры. Социальный капитал россиян соответствует этой авторитарной форме правления. Не обладая навыками самоуправления, они вручают себя и свою жизнь «верховному правителю» или его назначенцам.
Почему одни страны богатые, а другие бедные?
21 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Средний американец в семь раз богаче среднего мексиканца, в десять – среднего жителя Центральной Америки или России и в сорок раз – жителей Мали, Эфиопии или Сьерра-Леоне. Это справедливо и для группы богатых развитых стран Европы, Канады, Австралии, Японии, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. В богатых странах у граждан лучше здоровье и образование, живут они дольше. У них есть доступ к тому, о чем жители бедных стран могут только мечтать – от отпусков до перспектив карьеры. Жители богатых стран ездят по хорошим дорогам, у них есть электричество, канализация и водопровод.
Наша худшая система управления
16 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Авторитарная вертикаль власти всегда работает с искажениями – при любом, самом квалифицированном президенте. Хотя вера в «доброго царя, который все решит», по-прежнему доминирует в ментальности россиян, но понятно, что один человек, даже с самыми благими намерениями, не может контролировать полтора миллиона российских вороватых и коррумпированных чиновников. А посланные президентом контролеры нередко входят с казнокрадами в долю. Яркий пример беспомощности властной вертикали с президентом во главе – строительство петербургской «Зенит-Арены», которое контролировал лично президент Путин.
Причина нищеты — наше холопство
8 МАЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На Камчатке Законодательное собрание увеличило пенсии чиновников и депутатов в 2,5 раза. Остальных граждан повышение не коснулось. Почему? Потому что на всех денег в казне не хватит. А чиновникам и депутатам заботиться надо о себе, а не о бедняках всяких. Когда совести нет, работает хватательный инстинкт.
Общее и особенное в политическом развитии постсоветских государств
23 АПРЕЛЯ 2018 // ДМИТРИЙ ФУРМАН
Формально при распаде СССР и «соцлагеря» все бывшие коммунистические государства провозглашали сходные или просто тождественные цели – построение демократических правовых обществ с рыночной экономикой. Но в реальности развитие посткоммунистичеких стран пошло разными путями. Различия посткоммунистического развития России и центрально-европейских государств, включая и страны Балтии, очевидны и имеют принципиальный и качественный характер. Центрально-европейские страны пошли по пути создания правовых демократических политических систем, однотипных с давно сложившимися в странах Западной Европы и Америки, в которых в рамках единых правил игры борются разные политические силы и осуществляется ротация власти.
Экономика единого устава
22 АПРЕЛЯ 2018 // АКУЛИНА НЕСИЯЛЬСКАЯ
Директор Всемирного банка обещает российской экономике среднемировые темпы. Глава Центробанка РФ отчитывается в восстановлении. Министр экономразвития уверенно прогнозирует рост ВВП. Премьер декларирует важность этих показателей для блага человека. Всё это происходит на престижном Гайдаровском форуме в Москве. А в российской глубинке отчаявшиеся и разуверившиеся во всём дети взрывают и режут своих учителей и одноклассников.
Возрождение Японии - урок для России
16 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Опыт послевоенного демократического возрождения Японии мало известен в России. Особенно это касается реформ политической и социальной сферы. Однако именно глубокая политическая реформа явилась тем фундаментом, на который опирается мощная экономика и демократическое общество современной Японии. Послевоенные реформы в Японии осуществлялись при активном вмешательстве и под жестким контролем оккупационной администрации США во главе с генералом Дугласом Макартуром. Формально Макартур подчинялся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио. Однако фактически генерал нес ответственность лишь перед президентом и конгрессом США.
Благосостояние как подрыв национальной идеи
10 АПРЕЛЯ 2018 // СЕРГЕЙ БОГДАНОВ
Десять лет назад, в то самое время, когда подошли к концу пресловутые «тучные годы» — в растиражированном еженедельнике мне попалась на глаза колонка, которую вел известный российский политолог. На страницах газеты колумнист, предаваясь невеселому анализу только что наступившего в России экономического кризиса 2008, неожиданно отвлекся от финансовой составляющей. Вместо этого переключился на бытовую сферу, вспомнил недавнее прошлое и призвал читателя обратить внимание на то, что впервые с начала 90-х в домашних кастрюлях россиян стали слипаться макароны.
Китай: прививка честности и законопослушности
10 АПРЕЛЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Можно ли построить развитую экономику в обществе воров и жуликов? А в обществе, главной чертой которого является средневековая зависть к тем, кто добился успеха, большевистское желание их «раскулачить»? Многие авторы утверждают, что отсталая средневековая культура населения — непреодолимая преграда для модернизации страны. Другие им возражают, приводя в пример Сингапур и Грузию, где благодаря успешным реформам, стимулам и разумным законам удалось изменить поведение людей, в конечном счете, повлиять на их культуру, менталитет.
Убогое право собственности
2 АПРЕЛЯ 2018 // ВИТАЛИЙ ТАМБОВЦЕВ
Россияне, особенно предприниматели, хорошо знают, как плохо защищены у нас права собственности. Государство в лице силовиков, пожарных, санитарных и прочих инспекторов собирает с них дань. Корпорации, близкие к власти, могут «наехать», отжать бизнес или здание. Примеров тому не счесть. Пресечь эту практику может только реальная политическая конкуренция и независимость суда. Но важно понимать, что в ходе предстоящих реформ надо изменить в нашем законодательстве.