Выборы
25 ноября 2017 г.
Как россиян лишили права контролировать власть
4 СЕНТЯБРЯ 2017, Наталья ЕВДОКИМОВА
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Обсуждаем программу А. Навального

В ст. 3 п. 2 Конституции РФ черным по белому записано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Но, оказывается, Конституция президенту и Госдуме не указ. Осуществлять свою власть, контролируя работу органов власти, народ или его активные граждане не вправе!

Примером этому служит история с проектом Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», разработанного Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ). Это было сделано именно по поручению президента РФ. Проект Закона был передан в Администрацию президента. Но когда президент внёс проект Закона в Государственную Думу РФ, оказалось, что внесенный им проект коренным образом отличается от предложенного.

В проекте Закона СПЧ предметом регулирования были общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства, гарантированного Конституцией РФ. А в проекте Закона, переданного президентом в Думу, принятым ею и вступившим в действие, вообще не говорится о предмете регулирования. Лишь о «правовых основах организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций».

В проекте Закона СПЧ говорится о том, что общественные отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, регулируются, прежде всего, Конституцией РФ, общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами. А в Законе, вступившем в силу, ни Конституция РФ, ни международные акты, ни федеральные конституционные законы вообще не упомянуты. Зачем, когда идёт активное снижение уровня применяемого законодательства? Важна не Конституция, не закон, а указание начальства. Кроме того, из-под действия принятого Госдумой закона выведены общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

В проекте Закона СПЧ говорилось, что особенности осуществления общественного контроля в разных сферах определяются соответствующими федеральными законами, но только в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона. В Законе, вступившем в действие, нет приоритета настоящего Закона. По старой российской традиции «закон, что дышло, как повернул, так и вышло!» Какой закон выгоден, такой и применим.

В принятом Госдумой Законе говорится о праве граждан участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и в составе иных субъектов общественного контроля. Но впроекте Закона СПЧ общественный контроль осуществляется на предмет соответствия деятельности объектов контроля общественным интересам. А в законе, принятым Госдумой и вступившем в силу, общественный контроль осуществляется в целях наблюдения за деятельностью объектов контроля и ни о каких общественных интересах речи не идёт. Кроме того, в Законе, вступившем в законную силу, из объектов контроля исключены должностные лица, а также государственные и муниципальные служащие(!).

Из Закона так же исключены такие цели общественного контроля, как повышение уровня участия граждан и их объединений в управлении делами государства, недопущение возможности принятия и реализации органами власти решений, противоречащих общественным интересам.

Среди принципов общественного контроля имеются два противоположных по своей сути принципа: недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля (проект Закона СПЧ) и недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов власти (Закон, вступивший в силу). Разница целей понятна?

В Законе, принятом Госдумой, из субъектов общественного контроля исключены граждане и общественные объединения, хотя в ст. 2 говорится, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Налицо противоречие двух норм одного Закона, что является коррупциогенным фактором. Фактически ксубъектам общественного контроля отнесены лишь общественные палаты и советы, созданные самой властью.

Закон, принятый Госдумой, не включает такие формы общественного контроля, как общественное расследование, опрос общественного мнения, публичный отчет должностного лица.

Из принятого Закона исключена ст. 10— Основные итоги осуществления общественного контроля. И если остальныеформы отчета об итогах осуществления общественного контроля упомянуты в различных статьях Закона, то полностью не используются такие, как: доклад о результатах расследования, опрос общественного мнения, протокол и решение собрания по отчету должностного лица. Собственно потому, что такие формы контроля отсутствуют в Законе.

Согласно проекту Закона СПЧ, должен был быть создан официальный сайт Электронного ресурсного центра общественного контроля (ЭРЦОК), для доведения до всеобщего сведения информации субъектов общественного контроля о своей деятельности. В законе, вступившем в силу, такие сайты лишь могут создаваться (а могут и не создаваться или блокироваться), а также могут использоваться официальные сайты органов власти, собственно и проверяемые субъектами гражданского контроля.

* * *

Каков же вывод? Принятый Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» является, скорее, злом, нежели добром. Он будет трактоваться властными структурами следующим образом: если о Вас в этом законе ничего не сказано, значит, Вам не разрешено заниматься общественным контролем. Вот пример такой правоприменительной практики.

Так Главное управление Минюста по Нижегородской области отказало в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток».

Причина, видите ли, в том, что проект Устава организации предусматривает одной из её целей осуществление общественного контроля над исполнением законов и международных норм, регулирующих защиту прав человека. Но ведь для осуществления общественного контроля властью уже созданы организации! За деятельностью полиции при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органов образуются Общественные советы (как известно, состоящие в основном из отставных силовиков). А субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются Общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации. Вот им разрешено контролировать. А как, не ваше дело!

Короче, Минюст считает, что не предписано, то – запрещено. Но это – извращенное правило бюрократии. В правовом государстве действует другой принцип: что не запрещено, то разрешено! И граждане должны иметь право контролировать работу органов власти, создавая независимые НКО.

Поэтому в случае победы демократических сил на выборах президента и нового состава Госдумы (а я верю, что рано или поздно это произойдет,) необходимо отменить принятый неправовой Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», (ФЗ от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ) и принять новый, в редакции, близкой к проекту, разработанному СПЧ.

Подробное сравнение текстов принятого Закона и проекта СПЧ приведено в сборнике «Технологии противодействия коррупции», ВШЭ, СПБ, 2014 г.

Фото:Владимир Смирнов/ТАСС












  • Алексей Макаркин: кампания Ксении Собчак носит абсолютно импровизированный характер. Те, кто видят за этим супертехнологию, ошибаются.

  • "Эхо Москвы": Беркова: ...какой человек не хочет помочь своей стране? Именно поэтому я тоже решила поучаствовать в этой гонке.

  • Павел Судник: По-моему наши выборы катятся в зоопарк))но только это не "лебедь рак и щука")) а "лошадь собака и проститутка")) сорри за наглядные эвфемизмы))

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Партия бойкота
5 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Почему партия бойкота спецоперации 18.03.18 нужна не только россиянам, но и всему человечеству. Михаил Ходорковский в своем блоге от 24.10.17 обозначил свою позицию на предстоящем мероприятии, которое состоится 18.03.18. Эта позиция на 99% состоит из абсолютно верных утверждений и из одного спорного тезиса. Не вызывает сомнений, что «предстоящие выборы президента не являются выборами вне зависимости от участия в них Григория Явлинского, Алексея Навального или Ксении Собчак». Бесспорно и то, что готовящееся «большое политическое действо» надо использовать, поскольку, как верно заметил МБХ, в этот момент «власть становится более уязвимой, а общество политизируется».
В любой непонятной ситуации – иди в президенты
3 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В октябре текущего года пробудился от спячки пожилой мем «в любой непонятной ситуации – иди спать». Одно время пользователи сетей состязались в остроумии, подставляя в конце вместо «иди спать» всякие глаголы: «женись», «бухай», «эволюционируй», «падай в обморок», «пей чай» и т.д. В последнее время верхом остроумия стал вариант: «в любой непонятной ситуации – иди в президенты». Так сетевой люд отреагировал на то, что о своих намерениях возглавить страну заявили полтора десятка граждан России... Само по себе число кандидатов в президенты в нынешней российской кампании не является ни рекордным, ни забавным.
Прямая речь
3 НОЯБРЯ 2017
Алексей Макаркин: кампания Ксении Собчак носит абсолютно импровизированный характер. Те, кто видят за этим супертехнологию, ошибаются.
В СМИ
3 НОЯБРЯ 2017
"Эхо Москвы": Беркова: ...какой человек не хочет помочь своей стране? Именно поэтому я тоже решила поучаствовать в этой гонке.
В блогах
3 НОЯБРЯ 2017
Павел Судник: По-моему наши выборы катятся в зоопарк))но только это не "лебедь рак и щука")) а "лошадь собака и проститутка")) сорри за наглядные эвфемизмы))
Собчак летит над страной
25 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Новостная лента последних дней – вся в Ксении Собчак. Кое-как пробивается сквозь нее Навальный. Про Явлинского вообще ни звука. Даже Ж. притих. Путин после Валдая, который был в Сочи, тоже держит паузу. На полупустой политической сцене ньюсмейкерствует Собчак. Новостные удары идут «двойками»: левой – в печень, правой – в челюсть. «Крым – украинский с точки зрения международного права. Точка». Это сказано Ксенией Собчак вчера. «Я не предлагала отделить Крым от России» – это она же, но уже сегодня. Что будет с Крымом – неясно, да и неинтересно. Зато есть две новости и шум вокруг них. К написанию экономической программы привлечены Иноземцев и Мовчан. И оба пишут, что ничего об этом не знают.
Прямая речь
25 ОКТЯБРЯ 2017
Леонид Гозман: Пока я не вижу с её стороны никаких нарушений устоев.
В СМИ
25 ОКТЯБРЯ 2017
Взгляд: Первое, что, по ее словам, намерена сделать Собчак – это распустить Государственную думу. Второе, что собирается сделать телеведущая – захоронить тело Владимира Ленина.
В блогах
25 ОКТЯБРЯ 2017
Vasiliy Voynov: Ждем большой медиабизнес в ее собственности после? Или просто вопрос денег будет снят на всегда и она сможет заниматься чем угодно?
Итоги недели. Тест Андерсена
20 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
События уходящей недели — не ставшее судьбоносным (вопреки обещаниям президентской Администрации) шоу Владимира Путина на Валдайском дискуссионном форуме, скандальное решение президиума ВАК о сохранении у министра культуры докторского звания, самовыдвижение Ксении Собчак в качестве кандидата на президентские выборы — ставят вопрос уже не о главных героях бесконечного фарса. С ними все более-менее понятно. Это вопрос об аудитории. Обо всех, кто либо из любопытства, либо по служебной необходимости все это наблюдает. Фактически российская власть в режиме нон-стоп заставляет их проходить своего рода тест, придуманный сказочником Андерсеном, – тест на голого короля.