Медиафрения
25 сентября 2018 г.
Медиафрения. Гигантский талант Владимира Соловьева и культура коммунальной кухни
3 ОКТЯБРЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Состоявшееся в минувшее воскресенье 1 октября 2017 голосование в Каталонии дало обитателям российского телевизора сразу два повода для счастья. Во-первых, сам факт раздрая в одной из стран «старой Европы» уже заставляет сердца биться чаще, а во-вторых, власти Испании, применив массовое насилие против безоружных людей, дали прекрасный повод для разговоров о двойных стандартах и лицемерии «хваленой западной демократии».

У ведущих программы «60 минут» Ольги Скабеевой и Евгения Попова во время выпуска программы от 2.10.17 лица просто светились от счастья. И хотя они постоянно подчеркивали свою нейтральность по отношению к вопросу о независимости Каталонии, Ольга Скабеева, находящаяся на месте события, не выдержала и проголосовала, поставила галочку в бюллетене. Бюллетень Скабеевой показали россиянам, и они могли убедиться в том, что «Россия – 1» поддерживает отделение Каталонии. И, хотя Скабеева тут же оговорилась, что ее голос учтен не будет, но бюллетень рвать не стала. Возможно, когда камера ее уже не показывала, Скабеева все-таки засунула этот бюллетень в урну.

А в студии в это время сыпал штампами депутат от «Справедливой России» Александр Романович. Он сказал все, что слышал с самого детства от Валентина Зорина и Генриха Боровика про прогнивший Запад и его демократию.

Вполне ожидаемы были радостные параллели с Крымом. Несколько неожиданно, что одним из тех, кто эти параллели проводил, стал редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, который, вроде бы, всегда притворялся неглупым и образованным человеком. Однако его выступление 2.10.17 на «Эхе Москвы» этот имидж поколебало довольно сильно. «Признает Запад референдум – автоматически признается и Крым», — сообщил Ремчуков, забыв при этом сказать, какое именно иностранное государство ввело на территорию Каталонии своих «вежливых людей», которые под дулами автоматов заставили каталонский парламент проголосовать за проведение референдума, по итогам которого Каталония стала частью этой неведомой державы. Решив, видимо, на сей раз прикидываться идиотом, редактор «Независимой газеты» продолжил: «Потому, что и там и там Конституция государства не разрешает проводить референдум, и если вдруг испанцам сказать в Барселоне, что «ну хорошо, ладно, это, конечно, нарушение, но раз вы так единодушны, то давайте мы вас услышим». Тогда почему Крым нельзя?»

Европейский союз вполне предсказуемо осудил необоснованное применение Мадридом полицейского насилия, но референдум все равно не признал. Видимо, исключительно ради того, чтобы не признавать Крым. Ведь кроме как навредить России, других желаний у Запада быть не может.

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.

Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много. Помимо того, что он заполнил собой до краев главный государственный телеканал «Россия – 1», так еще и по радио «Вести.FM» вещает практически ежедневно. Соловьев достал своей одиозностью не только оппозицию, но и часть лоялистов. То Познер объявит, что руки Соловьеву не подаст, то Ургант прицельно пошутит про «соловьиный помет». Наконец, в ход пошла артиллерия: по Соловьеву прицельно выстрелил Навальный, который собрал в одном ролике все, что раньше было опубликовано про нажитое непосильным трудом имущество телеведущего, добавил добытые ФБК документы и кадры съемок, которые сделали расследование доказательным, облек все это в свою фирменную ироническую упаковку и вдарил, что было сил.

Если на укол Урганта Соловьев ответил своей обычной руганью в собственном эфире, то на выстрел Навального надо было искать ответ более увесистый. Сначала, для проформы Соловьев ответил в своем блоге, мол, я просто богатый, все честно заработал в бизнесе в проклятые девяностые, а Навальный мне завидует. Но всем было очевидно, что это несерьезно. Что на удар Навального такой репликой отвечать нельзя. И ответ был найден в дебютном выпуске программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым.

В этой программе прекрасно все. И название, прямо сворованное у Шолохова, который сам был не дурак стащить то, что не приколочено. И стилистика программы, приторная до тошноты. За одну заставку, в которой Корчевников позирует на фоне бескрайних просторов Родины и окидывает их взглядами, преисполненными героическим пафосом, его стоило бы приговорить к пожизненному, вместе с режиссером и оператором. Но выбор героической фигуры для дебюта и содержание дебютной программы «Судьба человека» должны войти в историю позора российского телевидения.

Начиная с самого факта, что в качестве первого героя столь пафосной программы Корчевников выбрал своего собрата по цеху медийных оборотней. То, что специфика современной медийной тусовки состоит в ее полной самодостаточности и то, что большую часть новостей телевизор черпает из себя самого, совершенно не нуждаясь во внешнем мире, это известные факты. Но то, что Корчевников решил начать свою галерею выдающихся современников именно с Соловьева, было вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Соловьева надо было спасать, и Корчевникову было поручено это сделать.

С этой целью Корчевников предпринял следующие меры. Во-первых, позвал в эфир маму Соловьева, которая рассказала о детстве героя. А главное, россияне узнали о Соловьеве совершенно немыслимые вещи. Оказывается, Владимир Соловьев очень любит свою маму, а мама в свою очередь любит Владимира Соловьева. Демонстрации этого уникального явления была посвящена примерно треть программы. В этой части «Судьбы человека» россияне узнали, что мама Соловьева «фантастически умная и красивая женщина», а также, что у них «в роду все были смелые люди». «У нас такой род», — скромно заметил Соловьев.

Вторая треть программы была посвящена физической доблести Соловьева. Для демонстрации мощи и смертельных умений ведущего в студию были доставлены тренажер-манекен для бокса и автомобильная покрышка. По манекену Соловьев несколько раз отважно стукнул, а покрышку героически катал по полу и даже пару раз отжался от пола, предварительно попросив, чтобы покрышку положили ему на спину. Корчевников при этом постоянно обмирал от восторженного ужаса. Было видно, как ему страшно, что манекен может ответным ударом покалечить Соловьева, а покрышка его вот-вот раздавит. Надо сказать, что подобного пошлого пижонства, когда взрослый мужик так бахвалится своими физическими кондициями, мне не приходилось встречать давно. Разве что у Путина, который чуть что норовит раздеться на людях, дабы продемонстрировать некоторые признаки скелетной мускулатуры. Кстати, в этой части передачи Соловьев не преминул верноподданически лизнуть Путина. Это случилось, когда Соловьев демонстрировал Корчевникову знание смертоносных приемов, а тот восхищенно спросил, может ли Соловьев поразить противника силой взгляда. Соловьев в ответ не стал демонстрировать мощь своих глаз, зато рассказал, как во время встречи с Путиным его приятель Фридман все время опускал глаза, а на вопрос, почему он это делает, объяснил, что он таким образом «уворачивается от взгляда Путина».

И, наконец, третья, главная часть «Судьбы человека» была посвящена службе Соловьева на благо Отечества. Тут Соловьев ответил Навальному развернуто, сообщив, что это была «тупая хомячковая агрессия, когда тебя из-за угла облили». В очередной раз сообщил, что богатство свое он нажил непосильным предпринимательским трудом в девяностые, забыв, правда, уточнить, что деньги, нажитые в девяностые, он почему-то стал тратить на элитную недвижимость, начиная с середины нулевых, а самые дорогие покупки сделал спустя полтора десятка лет после прекращения занятий бизнесом, аккурат после того, как перешел на работу на главный государственный телеканал.

Особо задел Соловьева упрек в отсутствии патриотизма, основанный на наличии виллы в Италии. Тут Соловьев скромно сравнил себя с Гоголем, который, живя в Италии, оставался российским патриотом. Видимо, то, что Соловьев делает в телевизоре, следует считать равноценным написанию «Мертвых душ», а его постоянное вранье на радио, это, наверное, «Шинель».

Но вот что действительно любопытно, так это то, как Соловьев оценивает свой вклад в российскую общественную жизнь. Этот фрагмент передачи заслуживает прямого цитирования.

Соловьев: «Я не журналист, я – ведущий».

Корчевников: «Вы – экономист?»

Соловьев (гордо, без тени иронии): «Я – Соловьев! У меня гигантский талант: я умею видеть талантливых людей и продвигать их!»

И далее называет трех людей, таланты которых он сумел увидеть и продвинуть: Сатановский, Куликов и Михеев. Если к этой троице добавить Багдасарова, то получится полный комплект. Это та четверка генераторов ненависти и лжи, которая действительно выделяется даже на весьма специфическом фоне соловьевских «экспертов». Помимо своего весомого вклада в зомбирование россиян, Соловьеву принадлежат немалые заслуги в тех деформациях экспертного поля, поля общественных наук, которое произошло в результате разрушительного вторжения туда путинского телевизора.

Герострат сознался под пытками, что он сжег храм Артемиды ради славы. Соловьева совершенно не надо пытать, он свои преступления не скрывает, а всячески ими гордится. По уровню известности в России он уже явно обошел Герострата, а в последнее время и в плане позорности этой славы начинает опережать древнегреческого безумца.

«МЫ – НЕ АГЕНТЫ! АГЕНТЫ – НЕ МЫ!»

«Гигантский талант» Соловьева, благодаря которому он умеет отыскивать талантливых людей, позволил ему давно заметить не менее «гигантский талант» Марии Захаровой. Этот талант заключается в том, что она сумела низвести дипломатические отношения до уровня коммунальной кухни. Понятия не имею, откуда взялись эти навыки у дочери советского дипломата и выпускницы МГИМО, но любое выступление Марии Захаровой по любому вопросу международной политики пробуждает воспоминания о свирепых схватках в советских коммуналках за место у плиты и сварах по поводу уборки мест общего пользования, а также экономии электричества.

На минувшей неделе этот талант Марии Захаровой проявился в полной мере. Дело в том, что американцы потребовали от «Раши Тудей» зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Маргарита Симоньян немедленно заявила в ответ, что регистрироваться не будет, а если американцы будут приставать с глупостями, то в России будет прекращена работа американских СМИ.

Интересы России в этом конфликте в «Воскресном вечере» у Соловьева от 1.10.17 защищала, естественно, Мария Захарова. Первым делом Захарова сообщила, что у нас есть свобода слова, а в США ее нет. По правилам коммунальной кухни надо с самого начала назвать оппонента дураком (дурой) и незаконным сыном (дочерью) алкоголика. Затем Мария Александровна объяснила, что она (в смысле Россия) сделает с этими американцами, если те не одумаются. Оказывается, у этих США тут, в России, полно всяких СМИ, о которых, правда, никто не знает. А Захаровой они все известны, и она их даже классифицировала, разбив на три блока. Нюансов, по которым все эти блоки бесчисленных американских СМИ различаются, я толком не понял, но общее у них то, что все они живут на американские деньги.

Соловьев, который всем этим засильем США в России был потрясен не меньше, чем я, все время просил Захарову назвать хоть одно СМИ. «Имя, сестра, имя!» — подобно персонажу «Трех мушкеров» молил Соловьев. Но Захарова, в отличие от Миледи, была непреклонна. «Ну, зачем мы будем делать это сейчас, — жеманилась Захарова. — Давайте растянем удовольствие. Но если что, то мы можем начать… Мы можем опубликовать списки…»

Рискуя навлечь на себя гнев просвещенной общественности, признаюсь, что с нетерпением жду, когда Захарова обнародует списки многочисленных американских СМИ, орудующих на территории России. Дело в том, что я, считая себя более-менее осведомленным о состоянии российского медиарынка, не знаю о присутствии на этом рынке никаких других американских СМИ, кроме Радио «Свобода» и «Голоса Америки». Публикация списка из этих двух медиа, наверняка, станет сенсацией. Тут главное понять, как этот список сверстать: в столбик или строчкой. Впрочем, возможно, Захарова имеет в виду медиаимперию одного из самых преданных слуг путинского режима Виктора Шкулева, которому принадлежит компания «Хёрст Шкулев Медиа». Там действительно есть американский след, правда, не денежный, а в основном брендовый, в виде материнской американской компании Hearst Corporation. Могу себе представить, как содрогнутся США, узнав, что в России больше не будут выпускать телегид «Антенну-Телесемь», рекламную газету «Ва-Банкъ», а также глянцевые журналы Elle и Maxim. Что же касается реально пострадавших от мести Захаровой и Симоньян, то это будут владелец холдинга, верный путинец Виктор Михайлович Шкулев, а также его любимый зять, ведущий «России – 1» Андрей Малахов, который принимал активное участие в раскрутке холдинга.

Владимир Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом России. Впрочем, авторство Калашникова, по меньшей мере, сомнительно. А вот отечественный характер другого изобретения, которое достойно стать подлинным культурным брендом России, никто оспорить не сможет. Это коммунальная кухня, из которой вышла и вся современная российская политика и вся современная российская интеллигенция, со всеми ее рефлексиями, фигами в кармане и прочими прелестными особенностями.


Фото:  Журналист, телеведущий Владимир Соловьев. Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС













  • Алексей Левинсон: динамика  достаточно выразительная. Вариант гедонистического образа или, скорее, идеала жизни проступает более определённо

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Игорь Харичев: Бедные россияне! MRZLK: Левада-центр вновь провела какой-то очередной опрос, в котором ни ты, ни я, поучаствовать опять не сумели

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Осквернители
18 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В средневековье во всех неприятностях обвиняли ведьм, колдунов или евреев. Падеж скота, болезнь близких, пожар, наводнение — виноват Другой, он же — Чужой. В Российской империи средневековая ментальность популяции сохранилась и в XIX веке, когда во время эпидемии холеры 1830-1831 годов люди громили больницы, убивали врачей и чиновников, считая, что именно врачи распространяют холеру, а начальство им в этом помогает.
Медиафрения. Свидетели Путина
4 СЕНТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Москва. Кремль. Путин». Еженедельная часовая программа с таким названием стартовала 2.09.2018 на канале «Россия–1». Такого в российском телевизоре еще не было. Гибрид жития, летописи и героической саги. Помимо восторженного описания каждого шага самого Путина — как гуляет, сколько прошел за день, сколько проплыл в бассейне, как собирает бруснику и грибы, — в качестве героев предстают те, кто рядом, кто выступает в роли свидетелей Путина.
Медиафрения. Империя заметает исторический след
28 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Президент Петр Порошенко, выступая на военном параде, посвященном 27-й годовщине независимости Украины, заявил о намерении покончить с присутствием российской церкви в Украине, сравнив это присутствие с пленом. «Мы преисполнены решимости покончить с неестественным и неканоническим пребыванием значительной части нашего православного сообщества в российской церкви, — заявил Порошенко. – Мы разрываем все узы, которые связывают нас с Российской империей и Советским Союзом».
Медиафрения. Тотальное холуйство и его версии
21 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путинский режим породил бесчисленное многообразие медийных холуев. Обслуживание власти, пресмыкание перед властью, политическая цензура той или иной степени жесткости стали формами существование практически всех СМИ, зарегистрированных в России. Исключения можно пересчитать по пальцам. «Новая газета», Znak.com, еще три-четыре медиа, живущие в интернете, да еще к тому же и заблокированные Роскомнадзором и прокуратурой. Мир медийного холуйства периода позднего путинизма крайне неоднороден и нуждается в изучении и классификации.
Медиафрения. Санкции и дураки
14 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обещанное Гидрометцентром похолодание так на прошлой неделе и не наступило. Последствия не заставили себя ждать. Доллар превысил отметку в 68 рублей за штуку. Последний раз эта грязная бумажка вела себя столь нагло два года назад. В Саратове при жаре за 30 градусов спикеру Госдумы Володину напекло голову, и он на встрече с жителями области вдруг принялся говорить правду. Одна из участниц встречи пожаловалась на низкие пенсии и объяснила, что если пенсионный возраст повысят, то многие до пенсии не доживут. Володин ответил ей, что вопрос продолжительности жизни решается на спортплощадках. После чего вообще обнадежил россиян следующим заявлением: «Будут у нас дальше государственные пенсии или нет, это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным».
Медиафрения. Жара
6 АВГУСТА 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Об уникальном опыте взаимодействия 1-й и 4-й ветвей власти рассказала Марина Озерова в статье, опубликованной в «МК». В этой публикации сообщается, что депутаты Госдумы ушли на каникулы и до сентября не будут принимать никаких новых законов. Что не может не радовать. О том, какие подвиги на полях законотворчества совершили депутаты, долго рассказывали спикер Госдумы Володин и лидеры всех четырех парламентских фракций. Когда рассказы о депутатских подвигах закончились, ведущий объявил: «А теперь переходим к ответам на вопросы». После чего Володин и все четыре лидера фракций попрощались и вышли из зала. Предоставив представителям СМИ полную свободу задавать вопросы друг другу или самим себе.
Медиафрения. Свечной заводик Ж. и его родословная
24 ИЮЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе российские информационные войска продемонстрировали соборность и симфоничность, а также синхронность в исполнении маневров. Точкой поворота на 180 градусов стало 20 июля. До 20 июля по всем телеканалам прыгали и плясали веселые старички и старушки, бодро рапортующие, что они нипочем не пойдут на пенсию, хоть их режь. Ни одного голоса, ни одного аргумента против повышения пенсионного возраста ни по одному из федеральных каналов. Все – только «за». После 20 июля – как отрезало.
Медиафрения. Дожорка и мячик
17 ИЮЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В годы позднего СССР следующий день после праздника назывался днем дожорки. Это когда из холодильника доставали остатки оливье и всего остального, и поедали все это с тем спокойным удовольствием, которое было невозможно ощутить во время праздничной суеты застолья. Российские СМИ после окончания ЧМ-2018 третий день занимаются дожоркой его результатов. Смакуют каждое хвалебное слово, сказанное иностранными болельщиками по поводу уровня организации и игры сборной России. «Эксперты» и «аналитики» на основе мундиаля делают прогнозы о дальнейших победах России в политике и экономике.
Медиафрения. Манифест «культурного класса» против оппозиции
11 ИЮЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На ЧМ-2018 случилось событие, которое до глубины души оскорбило патриотов России. И это вовсе не проигрыш нашей команды сборной Хорватии, который российский телевизор объявил не проигрышем, а ничьей, а некоторые комментаторы уточнили, что это вообще была грандиозная победа. Оскорбление было нанесено двумя представителями команды Хорватии уже после матча, когда защитник Домагой Вида и член тренерского штаба Огнен Вукоевич записали видео, в котором прозвучал лозунг «Слава Украине!».
Медиафрения. Как русские выиграли Третью мировую
3 ИЮЛЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В Третьей мировой Россия сражалась против всего мира. И победила. Это произошло 1 июля 2018 года. Именно такой была реакция на победу сборной России над испанцами. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков согласился с оценкой, высказанной в газете The Independent, что «это, возможно, самый знаменитый триумф России с 1945 года».  Надо было что-то серьезное сделать со своей головой, чтобы сравнить довольно унылое перекатывание мяча с самым масштабным и трагическим событием 20 века, а, возможно, и всей мировой истории.