Что делать?
23 января 2019 г.
Ценности, менталитет финнов и благоприятный фон реформ школьного образования

ТАСС

Демократическое государство всеобщего благосостояния. Всеобщее благосостояние стало главным принципом финского государства. Государство всеобщего благосостояния было создано в относительно короткий период. Перед Второй мировой войной в Финляндии было много бедных. Сегодня дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии одна из самых низких в мире. По данным ОЭСР, Всемирного банка 2009–2012 годов, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан по странам, в разах: Дания – 5,3, Финляндия – 5,4, Швейцария – 6,0, Норвегия – 6,1, США и Канада – 8,9, Великобритания – 10,0, Южная Корея – 10,7, Россия – 16,4, Китай – 17,6.

В государстве всеобщего благосостояния налоги высоки, но люди готовы платить за социальное обеспечение, здравоохранение и хорошее образование. Этот принцип не пошатнулся даже во время экономического спада. Три основных элемента государственной политики составляют модель «государства всеобщего благосостояния»: необходимость экономического роста, социальные права граждан, гарантированное государством благосостояние граждан. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в модели между собой. Благодаря этому равноправие и солидарность стали средствами повышения экономической эффективности, одновременно они являются целями, для достижения которых важен экономический рост. В рамках реформы большое значение придавалось пенсионному и медицинскому страхованию, бюджетным отчислениям на воспитание, уход за пожилыми и инвалидами, на помощь в обеспечении жильем, пособия по безработице, стипендии. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование, из которого проистекла концепция реформ школьной системы.

Ключевую роль в обеспечении детей из всех семей равными условиями для получения хорошего образования, начиная с 7-летнеговозраста, играют основные структуры финского государства всеобщего благосостояния. Ясли и детские сады, возможность поступить в подготовительную школу, где обучаются около 98% детей из каждой возрастной когорты, всестороннее медицинское обслуживание и превентивные меры по выявлению возможных трудностей обучения и развития, принимаемые еще в дошкольном возрасте, доступны в Финляндии всем. В стране, по данным Исследовательского центра ЮНИСЕФ «Инноченти», самый низкий уровень детской бедности[1] – 3,4% в 2007 году, ниже только в Дании – 2,4%, в Канаде – 13,6%, в США – 21,7%.[2]

Ключевую роль в разработке стратегий и проведении реформ как экономики в целом, так и образования сыграли хорошее централизованное управление, высокий уровень государственных учреждений и правопорядка. Методы оценивания достижений ориентированы на развитие, и различные участники процессов развития отвечают за их ход и результаты. В парламентский Комитет будущего входят представители государственного и частного секторов, а также заинтересованных групп граждан. Подобные учреждения вырабатывают консенсус по обсуждаемым вопросам.

Частый и открытый диалог между руководителями частных предприятий и представителями государственной системы образования способствовал развитию общего понимания того, что важно для достижения общих целей, и построению экономики, основанной на знаниях. Активное взаимодействие образования и предпринимательства поощряло школы к экспериментированию с творческими подходами к преподаванию и обучению, особенно в области воспитания предприимчивости и формирования позитивного отношения к работе. Важнее же всего было то, что главным принципом развития финского общества стало поощрение интеллектуального роста и обучения всех граждан. Развитие культуры личного роста и обучения, как в образовательных учреждениях, так и на рабочих местах оказалось одним из ключевых факторов успеха. Профессионализм учителей позволяет им активно участвовать в планировании и внедрении изменений в деятельности школ.

Консенсус в обществе по главным вопросам. Это касается и построения конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и реформирования образования. В обществе сложилось отчетливое представление, каким должно быть школьное образование – «хорошая система базовых школ для каждого ребенка, финансируемых государством и управляемых на местах». Эта общая цель так прочно укоренилась в финской политике и госсекторе, что оставалась неизменной при смене 20 правящих партий и 30 министров образования. Эту цель называют «финской мечтой».

Финны воспринимают образование как общее благо, уверены, что оно существенно влияет на развитие общества, а чтение – на формирование образованной личности. На самых ранних этапах реформирования системы образования было решено считать, что то, чему школьникам удается научиться в школе, определяется характером преподавания, а не стандартами, методами оценивания успеваемости или альтернативными программами обучения.

Взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей. Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними». Центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ. Финские учителя настаивали на большей гибкости и большей свободе в разработке методов преподавания и учебных программ. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации. Каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Культура доверия ценит профессионализм учителей и директоров в определении прогресса учащихся и отрицает важность инспектирования и тестирования. Экспериментирование, творчество и сетевые связи положены в основу совершенствования школ, а доверие к учителям и школам стало главным принципом управления образованием. В финской педагогике принято говорить об ответственности, а не о подотчетности.

Уважение законов и правил. Многие народы считают, что они находятся на пересечении западной и восточной культурных традиций. Финляндия исторически была ареной столкновения миссионерской деятельности западной и восточной христианской церквей, шведского и русского влияния. Западное и восточное влияние просматривается и в финской административной системе, представляющей собой смесь наследия царского времени и протестантской этики. Первое выражается в том, что законы и предписания, способы ведения дел традиционно сохраняются и иерархичны; второе – в укоренившемся представлении о том, что все нужно делать правильно, по закону, как положено, и буквальное, добросовестное соблюдение всех формальностей – вопрос чести. Именно поэтому финская административная система строгая и работоспособная.

Циники утверждают, что в Финляндии все запрещено до тех пор, пока вам не объявят, что именно это разрешено. Скрупулезное следование правилам может раздражать. Когда вы хотитечто-тосделать, могут сказать: «Простите, этого делать нельзя, таковы правила». Отсутствие гибкости создает проблемы в индустрии сервиса. Молодых финнов теперь специально обучают быть более уступчивыми к запросам клиентов.

Соблюдение законов, исполнительность, надежность, безопасность – различные проявления негласного общего договора между финнами. Случаи нарушения закона обсуждаются всенародно и особенно заметны на общем законопослушном фоне. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Никто не пытается проехать по встречной полосе или влезть между ранее прибывшими машинами. Ни в коем случае нельзя нарушать очередь, как и нарушать законы природы. Иначе это парализует финнов, подрывает их основу благополучия и стабильности.

Стремление к стабильности. Для финнов нормальное состояние – стабильность, устойчивое развитие, непрерывное постепенное совершенствование. Слишком быстрое и слишком медленное движение вызывает тревогу. Главное условие равновесия – взаимопонимание, которое достигается медленным сближением точек зрения сторон.

Жизнь в маленькой стране, зажатой с востока и запада крупными державами, научила финнов принимать действительность такой, какая она есть, и стараться не упускать имеющихся возможностей. В результате характерными особенностями современной финской культуры стали дипломатичность, готовность к сотрудничеству, практичность и стремление к выработке консенсуса. Вероятно, этим объясняется то, что их привлекают к улаживанию спорных мировых вопросов.

Ярко выраженный индивидуализм в сочетании с низким уровнем иерархичности финского общества и традиционной готовностью к сотрудничеству (а не соперничеству) открывает пути к неограниченным творческим возможностям.

Свобода и ответственность. Для финнов демократия означает «свобода и ответственность». У них повышенное чувство общей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других. Забота о благополучии детей начинается еще до их рождения и продолжается до тех пор, пока они не станут взрослыми. Ясли и детские сады гарантированы всем детям дошкольного возраста.

Как часть демократии укоренилась концепция «меритократии», когда положение человека в обществе зависит не от прав, полученных при рождении, а от личных достижений, определяется его способностями. Ключевым звеном стала равная для всех возможность получения образования.

Характерно сочетание демократичности и порядка, в том числе в школах. Все заинтересованные стороны, без деления на старших и младших, начальников и подчиненных, сообща и на равных участвуют в решении школьных проблем. Дети сами выбирают ученические советы. Они с ранних лет чувствуют себя не винтиками или пешками, а полноправными членами общества, привыкая к свободе, сочетающейся с ответственностью. Финны уверены: «чтобычто-тоизменить, нужно действовать». Те, кто считает, что через выборы они не могут повлиять на происходящее в стране, участвуют в демонстрациях или акциях протеста, например, отказываясь покупать товары стран, замешанных в неблаговидной политике, и фирм, ведущих неправильный маркетинг или обманывающих потребителей.

Честность.Финны настолько честны в своих мыслях, что иногда могут показаться туповатыми. Такая честность неотделима от гражданской законопослушности. Уже много лет в мировых рейтингах уровня коррупции Финляндия признается наименее коррумпированной страной. Если финн обещает что-либо, он сдержит слово, даже если давал обещание в сауне. Конечно, в Финляндии существует воровство, но люди здесь доверчивы. В небольших городах и деревнях они оставляют свои лыжи, прислонив снаружи к стене дома, и никто не подумает украсть их.

Sisu – в вольном переводе это жесткая сила воли, безжалостность к себе, настойчивость, выносливость, не сиюминутная храбрость, а рациональное поведение в преодолении неприятностей, стоическое упорство при достижении поставленной цели. «То, что должно быть сделано, будет сделано, несмотря ни на что». Это национальный символ, особенность финского характера, неотъемлемая составляющая в понимании финской культуры. «Sisu означает упорно делать некоторые вещи не потому, что они очень важны, а потому, что вы просто терпеть не можете, когда что-либо остается незавершенным. Sisu рождается не по причине того, что кто-то мог бы сказать, что вы делаете что-то неправильно, но исключительно из-за собственной внутренней неудовлетворенности. Sisu закаляет, хотя и лишает гибкости. Оно велит не сдаваться, отыскивать потаенные силы в самых отчаянных ситуациях и быть твердым, когда шансы стремительно тают. Чтобы вызвать sisu, поставьте финна в безнадежную ситуацию, загоните в угол. Сначала он онемеет и побледнеет, но потом по самые глаза нальется той мифологической мощью, что позволяет выносить невыносимое и терпеть нетерпимое»[3].

Практически во всем сказывается удивительная национальная черта, выработанная в условиях сложного геополитического положения между двумя большими соседями (шведами и русскими): когда давят – сжиматься, а когда давление ослабевает, непременно занимать упущенные позиции.

Финны решительны и свое мнение отстаивают твердо.Правда, им требуется время, чтобы подумать. Если действительно есть причина для возражения, они заново исследуют вопрос. Финны считают, что проблемы нужно решать, а не обсуждать. Они не склонны разговаривать попусту. За решениями следуют быстрые действия по принципу «если вы началичто-то делать, то продолжайте». При принятии решения в приоритете права человека и экологические вопросы. Все сомнения относительно возможного ущерба окружающей среде должны быть сняты. В заботе об окружающей среде проявляется дух общности. В стране перерабатывается 60% отходов, особенно бумаги и картона.

Предпочтение функциональности, а не показной роскоши. Финны обладают воображением, легко схватывают дух нового и при этом нацелены на решение конкретных задач во всех сферах жизни. Финские изобретения и инновации зачастую связаны с нехитрыми, но принципиально важными идеями и простыми методами. Финны стремятся поступать, жить и одеваться, не «как другие», а как считают разумным. Людей, выставляющих роскошь напоказ, большинство финнов осуждает. «Часы за 5 и за 500 евро показывают время одинаково». В то же время финны проявляют повышенный интерес к ежегодно публикуемым спискам крупнейших налогоплательщиков.



Принципы финского школьного образования[4].
Финны сообща выработали принципы школьного образования и строго придерживаются их.

Равенство школ. Нет элитных и простых, сильных и слабых школ. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой – 11. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десятокчастно-государственных. Разница – кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике (Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы). К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском языках. До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в ближайшую. Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Равенство всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Математика не считается важнее географии или искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Равенство учеников. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Одаренные дети и дети с дефицитом умственных способностей, которые считаются «особенными», учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети в инвалидных колясках. Финны максимально интегрируют в общество тех, кому требуется особое отношение. Нет «плохих» и «хороших» учеников, сравнивать учеников друг с другом запрещено. Правда, сами финны признали, что «демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках», и пытаются найти выход. В школах нормой считается уважительное отношение к ученикам. Детям с первого класса объясняют их права, в том числе право «жаловаться» на взрослых социальным работникам. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено и словом, и ремнем.

Равенство родителей. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы, статусом и уровнем дохода их родителей. От родителей никакой специальной подготовки к школе не требуется. «Все хорошо, ваш ребенок замечательный», – говорят всем. Единственное, о чем заботятся, – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Равенство учителей. Нет «любимых» и «ненавистных» учителей. Учителя тоже не выделяют «любимчиков». Любые «отклонения от гармонии» чреваты расторжением контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны – физики, «лирики», учителя труда и физкультуры. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Финский учитель (в духе финского равенства) – скорее товарищ, помощник, эксперт. Обучение «у доски» не используется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом.

Почет, уважение, высокий статус учителей и повышенное внимание к их подготовке. В Финляндии учителя – элита. Их социальный статус находится на уровне докторов и юристов. Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент – будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. В этих «университетских» школах тестируются инновационные педагогические практики. Освоение методологии исследований позволяется учителям развивать исследовательские навыки у своих подопечных.

Во время практики будущие учителя работают в группах, совместно планируют занятия, а затем оценивают результаты. В будущем они будут строить собственные уроки по аналогичной схеме. Для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка – обычная практика. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. Педагоги учатся работать с учениками с особыми потребностями (например, с инвалидами). Большинство финских педагогов имеет две магистерские степени: одну в области педагогики, другую в области своей специализации.

Не соперничество школ и учителей, а сотрудничество. Конкуренция между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами усугубляется. В результате увеличивается количество частных школ, снижается уровень подготовки в других школах. В Финляндии реализовали противоположную идею – создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы школам и муниципалитетам.

Не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. В стране принята10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка (посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично). С 1-го по 3-й класс оценки отсутствуют. Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma» – электронный дневник, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе. Психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для его мотивации в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы он мог улучшить знания. Они никак не отражаются на репутации учителя и школы, не портят районные показатели.

Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать, как это лучше сделать. Любой тест ученик может пересдать, предварительно разобравшись в материале под руководством учителя. Поскольку в финских школах нет стандартных оценок, там нет и деления на «отличников» и «двоечников», учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученикчего-тоне понимает, учитель не отделывается от него плохой оценкой, а проводит дополнительные занятия. Цель финской школы – не оценить, а научить ребенка.

Нет в Финляндии и рейтинга школ, в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Учителей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.

Финские дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, велосипедах, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Бесплатность. Кроме самого обучения, все дети бесплатно получают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы,ноутбуки-планшетники и даже тапочки для бассейна и даже полотенца. Бесплатны экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьный микроавтобус, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров. Бесплатны качественные обеды. На сайте школы размещается меню на месяц, ребенок заказывает, что он хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает предпочтения ребенка, диеты, есть и вегетарианская кухня. Сборы денег с родителей на любые цели запрещены.

Индивидуальность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: от одних требуется более подробное изложение, от других – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разной сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получит «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справится – снова получит задание попроще.

В финских школах наряду с обычным обучением есть:

– поддерживающее обучение слабых учеников (чем в России занимаются частные репетиторы). В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него;

– коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение ведется в малых группах или индивидуально.

Практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы. Учителя не пекутся об его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят («что есть, то и хорошо»). В школе преподают многое из того, что понадобиться в жизни. Ученики с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или доходы, цену товара после нескольких скидок, создатьсайт-визитку, изобразить «розу ветров» на данной местности.

Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика. Если у него отсутствует интерес или способности к учебе, то сориентируют на практически полезную в будущем «несложную» профессию. Не всем строить самолеты,кто-то должен хорошо водить автобусы. Финны видят задачу средней школы также в том, чтобы выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Оба пути одинаково ценятся. Штатный «учитель будущего» выявляет склонности ребенка, беседуя с ним и используя специальные тесты.

Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Учителя не вмешиваются в конфликты учеников, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, развить умение постоять за себя.

[1] Уровень детской бедности – процент детей, живущих в семьях, доход которых менее 50% среднего по стране.

[2] Паси Сальберг. Парадоксы финского образования // Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии.

[3] Роман Шатс. Из Финляндии с любовью. – http://samlib.ru/e/efimowa_m/fromfinlandwithlove.shtml

[4] Наталья Киреева. Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь.


Фото: 1. Marius Becker/DPA/TASS
2. promum.com.ua












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Кто виноват? И реформаторы, и народ!
22 ЯНВАРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Обсуждение фильма Виталия Манского «Свидетели Путина» подвело нас к традиционному русскому вопросу «Кто виноват?». В чем? В установлении в России нового самодержавия, бутафорской демократии! Кто содействовал укреплению авторитарного режима Ельцина, выродившегося при Путине в корпоративное государство? Борис Вишневский в статье в «Новой газете» выразил уверенность, что главная причина в том, что реформаторы пренебрегли демократией в лице Съезда народных депутатов России. А после событий сентября 1993 года не только разогнали Советы, но и провели через референдум авторитарную Конституцию, предоставившую огромные полномочия президенту. Попробуем разобраться.
Школа: бери пример с Финляндии
15 ЯНВАРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления. Демонстрируют способность объяснять природные явления, представлять доказательства, обоснованные выводы, сопоставлять точки зрения, и главное — применять полученные знания в жизни.
Дорога в никуда
11 ЯНВАРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Дайджест по материалам прессы.У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее сообщение: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации».
Зачем нам настоящее разделение властей?
24 ДЕКАБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Все знают, кто в России хозяин. Президент Владимир Путин! Он прикажет, и вас озолотят выгодным госзаказом. А могут и срок дать, если президент поручит судье это сделать. Ему подчиняются министры внутренних и иностранных дел, обороны, ФСБ и фактически Генеральный прокурор. Да и кандидатов в судьи предлагает он, введя решением ручной Госдумы испытательный срок для этих судей. Внесет Путин любой неправовой законопроект в Госдуму, и та послушно его примет. А уж министры, губернаторы и генералы – все стоят перед ним навытяжку. Вспомните, перед кем извинялся кемеровский губернатор Тулеев за гибель людей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня?» Перед родственниками погибших? Нет. Перед президентом, которого он, видите ли, подставил. Но и для прочих губернаторов и министров важна не оценка народом результатов их деятельности, а отношение к ним Путина.
Нарастание противоречий и движение к кризису политической системы
21 ДЕКАБРЯ 2018 // ДМИТРИЙ ФУРМАН
Имитационно-демократической системе присущи глубокие противоречия, которые с течением времени обостряются и ведут к кризису системы и ее разрушению. Прежде всего — это противоречие между авторитарным «содержанием» и демократической «формой». Система прочна до тех пор, пока это противоречие не осознается. Но вся естественная эволюция системы, равно как и эволюция общества, совершающаяся в рамках этой системы, ведут к тому, что это противоречие все более «выходит наружу». Логика развития системы ведет к превращению выборов в фикцию, ритуал.
Взгляд за горизонт
17 ДЕКАБРЯ 2018 // ЕВГЕНИЙ ИХЛОВ
Мне предложили поделиться своим мнением на две темы: Прекрасная Россия будущего и путь к ней (за горизонт). Я решил сделать это одним текстом, потому что рассуждения будут переплетаться. Сразу оговорюсь, что, с одной стороны, лучше использовать апробированные рецепты, но с другой — отсутствие в России прочных демократических и правовых традиций позволяет избежать прохождения того «лабиринта» социально-политических решений, на которые оказались обречены другие страны, действующие в инерции своих традиций.
Местное самоуправление – двигатель шведского прогресса?
12 ДЕКАБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Истоки шведской модели государства восходят еще к XV в., когда в скандинавских странах происходили жестокие конфликты между аристократией, королевской властью и городами. Сравним: в Дании (как и в России, и во многих европейских странах) крестьянам в ту эпоху было запрещено иметь оружие, и несколько веков Дания оставалась классическим феодальным государством. А в Швеции, возможно, сыграли свою роль традиции викингов, крестьянство было настолько сильным, что феодалам не удалось его разоружить.
Проблема диалога власти и бизнеса. Что делать?
28 НОЯБРЯ 2018 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Специалистами «Левада-Центра» совместно с Московским Центром Карнеги недавно проведено исследование, являющееся попыткой диалога бизнеса с властью. Это совсем непросто. Сегодня на первый план выдвинулась группа привилегированных, объединенных личными связями чиновников и близких к власти «предпринимателей». Фактически они рассматривают экономическое пространство России как среду для неограниченного собственного обогащения, что делается нерыночными методами и чаще всего в ущерб развитию страны. Интересы этой группы олигархов призвано защищать щедро финансируемое «сословие» силовиков, обладающее де-факто почти неограниченным набором прав и существенными привилегиями.
Реформировать правоохранительную систему России!
25 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Россияне в большинстве своем не доверяют полиции. Об этом говорят социологические опросы: всего 31% жителей России чувствуют себя уверенно при ответе на вопрос об ощущении безопасности в городе или местности, где они проживают. Для сравнения: в Эстонии и Чехии в безопасности себя чувствуют 60% населения.[i] Наш показатель один из самых низких в мире, что свидетельствует о крайней неэффективности работы полиции.
Пенсионные системы четырех государств. Сравним!
14 НОЯБРЯ 2018 // НАТАЛИЯ ЕВДОКИМОВА
Первое, с чего надо начать, так это признать, что наша пенсионная система очень неустойчива. Уже после развала Советского Союза система меняется пятый раз, и всерьез. Надо разобраться, почему же после очередной реформы ситуация только ухудшается. Сравним с пенсионными системами в других странах, чтобы понять, что же у нас не так. Возьмем Норвегию. Она проводила пенсионную реформу целых 8 лет. В 2001 году была собрана пенсионная комиссия, которая рассмотрела все предложения. Эти предложения обсуждались обществом, высказывались «за» и «против», и только в 2009 году был принят закон об основах пенсионной системы Норвегии, который работает до сих пор