Что делать?
16 июля 2020 г.
Конфликт инстинктов и интересов
2 ИЮЛЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ЕЖ

В душе у каждого человека бурлит конфликт интересов. Его порождают два инстинкта. Один – инстинкт самосохранения. Сегодня он выражается не столько в стремлении не упасть с дерева, сколько в желании жить в тепле и сытно питаться. Достаток позволяет иметь хорошее жилье и неплохое медицинское обслуживание, а значит — сохранять себя любимого. В условиях товарно-денежных отношений инстинкт самосохранения тесно увязан с желанием обогатиться. Как – другой вопрос, по части морали.

Второй инстинкт зовет к солидарности с соплеменниками. Человек нутром чувствует, что доброе дело ему зачтется, ведь люди одобряют стремление приумножить общее благо. Альтруизм почитается и религией, человека вполне могут объявить святым. Влекомый этим инстинктом горьковский Данко вырвал из груди пылающее сердце и осветил им дорогу заблудшим. Так поступил и Матросов, закрыв грудью амбразуру дота и сохранив тем самым жизнь однополчанам. Самопожертвование на фронте или в мирной жизни есть не только проявление высокой морали, но и следствие инстинкта солидарности членов племени, закрепленного в людях в ходе естественного отбора.

Воздействие этих инстинктов на поведение человека противоположно. У одних людей этот внутренний конфликт интересов решается в пользу инстинкта самосохранения, реализуемого, в частности, через личное обогащение. Даже если это противоречит их клятвенным обещаниям заботиться о своем народе. Пример – сказочно разбогатевшие олигархи – друзья Путина. Они без конкурсов (или по фиктивным) получают по завышенным сметам сверхвыгодные госзаказы. Богатеют за счет покорного народа. Их жажда наживы, как и стремление генералов раздувать оборонный бюджет, лишает россиян хорошего медицинского обслуживания, приличной системы образования и пристойных пенсий. Но свой инстинкт обогащения они уж точно ублажают. 

У других людей этот конфликт интересов разрешается в пользу солидарности. Вспомним Ли Куань Ю, прожившего свою жизнь скромно, но приведшего Сингапур в сообщество развитых стран с высокой зарплатой сограждан. И Третьякова, подарившего нам замечательную галерею картин. И Рубена Варданяна, финансировавшего исследовательские проекты в Сколково, а теперь делающего то же в Армении. И Билла Гейтса, одного из создателей компании Microsoft, который стал самым богатым человеком в мире и рекордсменом по размеру благотворительных пожертвований. Вместе с женой они пожертвовали 28 млрд долларов на разработку лекарств против СПИДа. Гейтс обратился с предложением ко всем миллиардерам передать половину их капиталов на благотворительные цели. Инстинкт солидарности у этого миллиардера бьет ключом! 

Инстинкты различаются по своей активности. Инстинкт самосохранения, порождающий и алчность, в определенных условиях проявляется автоматически, а зов инстинкта альтруизма, солидарности нередко вызывает колебания. Задаваясь вопросом «почему именно я?», человека нередко отказывается от благородных намерений, от альтруизма. Видимо, поэтому участвующих в благотворительных акциях относительно мало. Они в дефиците, особенно в России. 

На поведение человека влияют не только заложенные в гены инстинкты, но его культура – личная и культура народа, господствующие в обществе правила и порядки. Моральные нормы способны обуздать корыстные инстинкты. В Швеции обманывать, давать и брать взятки стыдно, считается неприличным. А у цыган обмануть, нажиться на «лохах» – суть жизненных установок. Культуры и мораль народов различаются. 

Обычаи и общепринятые правила жизни меняются медленно. Поэтому история развития культуры народов играет такую важную роль в конфликте интересов. Испанские конкистадоры плыли в Южную Америку не для того, чтобы пахать и сеять, а чтобы отнять у индейцев золото. И у них получилось. Индейцы из-под гнета своих монархов и служителей религии попали в многовековое рабство к белым. Но воспринимали его сами индейцы и белые как норму. Также принимали рабство и чернокожие рабы, завезенные из Африки на Гаити.

А нищие англичане, заключившие в 1607 г. с Лондонской и Плимутской компаниями договоры на перевозку через океан и работу на будущих плантациях Виргинии, обосновавшись в Америке, взбунтовались. «Развращенные» многовековой борьбой широких слоев английского общества за свои интересы и против всевластия короля они вынудили компании отдать им в собственность участки земли и дома, освободились от принудительного труда и стали первыми свободными американскими фермерами. В 1619 г. они учредили Генеральную ассамблею, где каждый взрослый мужчина мог участвовать в разработке законов и влиять на управление колонией. Это положило начало демократии в США, созданию государства, в основе которого – свобода, права граждан и равенство перед законом. 

К сожалению, у нашего народа иная, печальная история. Наши предки жили под гнетом пришлых «кочующих бандитов» – варягов, затем князей, царей, дворян-помещиков. И считали этой нормой. Получив волю, многие крестьяне восприняли ее как бедствие. Ведь в случае неурожая они лишались подачек от помещиков. После 1917 г. люди оказались под прессом чекистского террора, не имели возможности свободно трудиться на своей земле, тем более организовать свой бизнес. 

Эта предыстория царского и советского рабства сформировала у нас культуру непротивления государственному насилию. Большинство принимает авторитарную власть, не стремится к подлинной демократии. Раньше обожествляли царей, Ленина, Сталина, сегодня молятся на царя-президента. Мало кто готов контролировать работу органов власти «снизу». Вряд ли при такой культуре народа можно рассчитывать, что у власть имущих верх одержит инстинкт солидарности и альтруизма. 

Многие убеждены, что все председатели садоводств и ТСЖ присваивают часть собранных взносов. Если ревизионная комиссия пассивна, подробные финансовые отчеты до собственников квартир не доводятся, а общие собрания не созываются несколько лет, то почему бы и не завысить расходы, не нажиться? Что же тогда говорить о чиновниках органов федеральной, региональной и местной власти, которые по давней российской традиции неподконтрольны простолюдинам? Если принятые в обществе нормы не сдерживают казнокрадство, то верх берет корыстный инстинкт. Ведь стремление присвоить то, что «плохо лежит», закреплено в наших генах. Обезьяна мимо «подарка судьбы» не пройдет, а мы происходим от обезьян...

 У многих итог конфликта инстинктов и диктуемых ими интересов со временем меняется. Особенно если культура народа допускает проявление корысти «по чину». Демократ Анатолий Собчак, став мэром, тут же переехал из своей квартиры в особняк в центре Санкт-Петербурга. Но большинство горожан это одобрили. Мол, по его чину это можно.

 Телеведущий Владимир Соловьев 20 лет назад рьяно отстаивал права граждан и общественные интересы, как сегодня защищает авторитарную власть. А сколько «системных либералов» помогает «новым дворянам» поддерживать пресловутую «стабильность», даже не упоминая в своих речах о таких необходимых для развития страны институтах, как политическая и рыночная конкуренция, отказ от власти-собственности. Приспособленцев в России оказалось много больше, чем стоящих в оппозиции к «партии воров и жуликов». У продажных журналистов и специалистов верх взял инстинкт самосохранения.

Лозунг «Мы не рабы!» помним с детства. Но когда в Москве перекрывают проезд, чтобы пропустить правительственный кортеж, считаем это нормальным. И искренне удивляемся, что простой полицейский оштрафовал за нарушение дорожных правил премьер-министра Канады, который сам сидел за рулем. Такой факт просто не умещается в нашем сознании.

Будущее России зависит от того, какие инстинкты возобладают у нашей псевдо элиты. Самая большая опасность состоит в том, что страну покидают миллионы наиболее инициативных, квалифицированных. Как показывают опросы, за рубеж хотят уехать 50% российских ученых, 52% – топ-менеджеров, 54% – IT-специалистов, 49% – работников инженерных специальностей и 46% – врачей. При этом 65% потенциальных эмигрантов – специалисты по искусственному интеллекту, скрам-мастера, дизайнеры пользовательского интерфейса, более половины из них – молодые люди до 30 лет.

Народ, состоящий в основном из «двоечников», не только не способен сделать страну развитой, а уровень жизни достойным, возможно, он обречен на уход с мировой арены. Кто сегодня вспомнит о вандалах? А ведь когда-то этот народ покорил половину Европы! Наша партноменклатура в ХХ в. продемонстрировала миру, как она умеет сокращать численность населения Голодомором и ГУЛАГом. Не добрее к соотечественникам и нынешняя «элита», движимая жаждой власти и корыстью. Только однобокая пенсионная реформа чего стоит! Зачем этой «элите» лишние люди? Для обслуживания буровых, охраны нефтепроводов и обслуживания ядерного арсенала 140 млн сограждан не нужно. 

 И все же есть надежда, что, оставшись в изоляции, столкнувшись с массовыми протестами молодых, Россия, рано или поздно, свернет со своего «особого пути», ведущего к нищете. Тогда со всей остротой перед реформаторами встанут вопросы, как заблокировать у элиты и у простых россиян инстинктивное стремление обогатиться любой ценой, как обуздать системную коррупцию и казнокрадство, побудить людей быть честными и, хотя бы изредка, альтруистами? Только изменив культуру, общественные установки. Это трудно, потребует много времени, возможно, смены поколений. Но, как показывает практика успешных стран, иного пути нет. Тем более что телевизионной пропагандой можно добиться многого. Придется менять правила жизни, принимать законы, насаждающие честность.

Такие, как закон Додда-Франка, принятый в США после финансового кризиса 2007-2009 гг. По нему гражданин получает вознаграждение за сведения о нарушениях компаний на финансовом рынке на сумму свыше 1 млн долларов. Предусмотрена государственная защита информатора, который может действовать и анонимно, через своего адвоката. За первые семь недель после вступления закона в силу Комиссия по ценным бумагам получила 334 жалобы от сотрудников компаний не только на территории США, но и 11 других стран. Для этого у них были стимулы. Так, сотрудница ипотечного подразделения CITIGROUP Ш. Хант раскрыла мошенничество банка с ипотечными облигациями, за это получила премию 31 млн долларов и должность вице-президента банка по контролю качества. Банк также заплатил штраф 160 млн долларов. Этот закон – пример того, как инстинктивное стремление незаконно обогатиться у одних блокируется желанием других разбогатеть законно. В итоге всем приходится жить честно. 

А в Швеции с корыстными инстинктами борются максимальной прозрачностью активов и сбережений любого гражданина. Зная имя, фамилию и адрес, можно узнать о недвижимости, доходах и сбережениях этого человека. Это касается не только госслужащих, но и каждого шведа. На предложение нечто подобное внедрить в России незамедлительно следует резонный вопрос: «Вы нас бандитам хотите сдать?» Но без обуздания корыстных инстинктов достойной жизни нам не видать.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Европейский опыт борьбы с коррупцией: Финляндия
15 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В последнее время в социальных сетях все чаще встречаются  призывы к смене в России политической системы. Что послужило для этого триггером? Позорная инсценировка всенародного одобрения поправок к Конституции? Или дает себя знать естественная смена поколений, а значит, и представлений россиян о желательном мироустройстве? 
Шведские уроки
3 ИЮЛЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Большую часть ХХ в., как и первые годы XXI в., Швецией управляло правительство, сформированное Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ). Девиз международной социал-демократии: «Свобода — Справедливость — Солидарность». Именно такие идеалы правящая партия последовательно воплощала в своей политике. И это вызывает значительный интерес, поскольку за десятилетия правления социал-демократов Швеция не только была преобразована из аграрного в высокоразвитое индустриальное общество, но и достигла социально-экономического благополучия. Социальные реформы мотивированы общенациональным интересом — расширенное воспроизводство «племени», а социальная защищенность стала частью национального самосознания. Социал-демократы продемонстрировали широкие и надежные обязательства в социальной сфере.
Как учатся дети в азиатских странах
3 ИЮЛЯ 2020 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Разговоры об упадке нашей системы образования стали сегодня общим местом. Хотя еще недавно именно уровень образованности россиян давал России шанс занять достойное место в мире. Похоже, с этим нам придется проститься. И все же полезно сравнивать наши реалии с опытом других стран. Вашему вниманию предлагается дайджест по книге Кристины Гросс-Ло «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира». (Пер. Е. Колябиной.) 
Зачем нам культура дискуссий
18 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В России начисто отсутствует культура дискуссии. Эта культура берет начало в античной Греции. Каждый гражданин, приходивший на заседание агоры, должен был как минимум понимать, о чем идет речь, и по возможности адекватно уметь выразить свою точку зрения. В Греции формировались философские школы, традиции, развивалось искусство риторики. Сама по себе дискуссия мыслилась как способ обсуждения проблемы и продвижения дискутантов к новой истине. Да и слово «диалектика» – производное от слова «диалог». Логика, риторика, нормы корректной дискуссии создали механизмы социального взаимодействия на путях поиска и выработки наилучших решений.
Как перейти к интенсивному развитию страны
15 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
В предыдущей статье я постарался обосновать важность перехода от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Какие культурные практики для этого необходимы? Исходно носители российской ментальности не были включены в систему экономических отношений. Экономическое мышление им было чуждо. Речь идет не о профессиональном погружении в современную рыночную экономику, а о сознании рядового россиянина в рамках его картины мира. В советские времена средневзвешенный интеллигент в экономике ничего не смыслил. Ему читали курс политэкономии капитализма и социализма. На этом его погружение в экономику завершалось.
Лучше меньше, да лучше!
10 ИЮНЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Базовая характеристика культуры россиян – экстенсивная модель человеческой деятельности. Повышение объема продукции мы обычно достигаем за счет привлечения дополнительных ресурсов. Напротив, «интенсивная модель» – это тот тип хозяйствования, где повышение объема и качества продукции достигается за счет усовершенствования технологий, оптимизации производственного процесса, более рационального использования рабочей силы и материальных ресурсов.
Какой дорогой идти России? Часть 2
1 ИЮНЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Продолжаем обсуждать меры по развитию экономики России, которые дадут ей шанс не попасть в разряд отсталых стран. Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть дайджест по докладу научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина. Наука. Если Россия не может конкурировать с Китаем, с Индией или с Бразилией по трудовым ресурсам, то ей остается только инновационная модель развития. Нужны знания и творчество, которые могут обратить нефтяные и газовые доходы в развитие инновационной экономики. Наука, как и образование, — фундамент такой экономики. Наука главным образом поставляет знания, являющиеся содержанием образования, а образование готовит кадры для науки.
Какой дорогой идти России? Часть1
26 МАЯ 2020 // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Европейские страны, США, Канада, Австралия, Япония сегодня перешли в новую инновационную стадию развития, а другие страны еще нет. Народам развивающихся стран надо реформировать привычные порядки, заимствовать культуру развитых стран. Одни страны, такие как Южная Корея и Китай, делают это. Другие, такие  как Россия или Туркмения, сильно отстают. Против реальной модернизации выступает и наша элита, и значительная часть населения страны. А президент развлекает россиян разговорами о нашей особой цивилизации…
Социализм, построенный не нами. И не у нас
15 МАЯ 2020 // ЮРИЙ ГЛАДЫШ
В последнее время можно нередко услышать ностальгические призывы к возвращению в «золотой век» позднего Советского Союза, к социализму. Можно признать, что для членов партноменклатуры КПСС этот строй действительно был комфортным. Но не для простых граждан. Попробуем разобраться, что же это был за «социализм» и стоит ли к нему возвращаться? По академическому определению прилагательное «социальный» (от латинского socialis — общественный), относится к взаимоотношениям людей в обществе. 
«Гардарика» и Гайдар, или Почему не прав Ходорковский
13 МАЯ 2020 // МИХАИЛ САРИН
На «Эхе Москвы» в программе «2020» шла речь о книге Михаила Ходорковского «Новая Россия, или Гардарика (Страна городов). Десять политических заповедей России XXI века». Там же, на «Эхе Москвы», появился блог известного историка, академика РАН Юрия Пивоварова «Рассуждение о свободе и нравственном выборе (о работе М. Б. Ходорковского «Новая Россия или Гардарика (страна городов)...». В отзыве Пивоварова книга названа «идейным плацдармом, с которого мы можем начать строить Новую Россию». В то же время он пишет: «Эту работу будут читать и спорить». И сам Михаил Ходорковский признает: «Ни в коем случае не воспринимаю себя истиной в последней инстанции». Полезно обсудить его книгу.